ИРИНА БРАТЦЕВА
Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
▼ Скачать + Заказать документы
I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль)
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Публикация «Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» размещена в разделах
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют огромнейшее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье отображаются в дальнейшем и в обществе, формируют и составляют основу нравственного поведения будущего активного гражданина России», сказано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», под ред. А. Я. Данилюк,А. М. Кондакова,В. А. Тишкова.
В ФГОС в задачах развития детей сказано: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье…»
В связи с этим необходимо у дошкольника формировать уважительное отношение к своей семье, заботу и внимание к членам своей семьи и вместе с тем гордость и чувство принадлежности к своей семье. Ребенку необходимо знать свои «корни», историю своей семьи, чувствовать что его любят, дорожат им, только при этих условиях мы сможем вырастить настоящих патриотов своей родины, чутких и внимательных к своим близким будущих граждан своей страны. Поэтому эта задача является актуальной, так как это запрос и государства и, и общества, и семьи.
Исходя из актуальности задачи выделяем ряд недостатков в результатах, образовательном процессе, профессиональной деятельности педагога по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Недостатки в результатах:
У многих дошкольников недостаточно сформировано представление о уважительном отношении и чувстве принадлежности к своей семье.
В основном процессе:
Нет системности в работе по формированию сплочения семьи, уважения к членам своей семьи
Не достаточно планируются формы самостоятельной деятельности у детей, основанные на развитии сюжетно-ролевых игр
Планирование индивидуальных и групповых форм работы по сплочению и уважению к своей семье не всегда соответствуют запросам родителей.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
Кадровые:
многие педагоги затрудняются в выборе эффективных форм и методов организации деятельности детей вне непосредственно-образовательной деятельности по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
педагоги уделяют недостаточное внимание работе с родителями по данной проблеме;
информационно-образовательные:
недостаточное количество интерактивных средств, что делает работу по формированию уважения и сплочения со своей семьей затруднительной;
материально-технические:
предметно-пространственная среда не всегда соответствует требованиям ФГОС;
недостаточная материальная база
учебно-методическое и информационные:
недостаточное количество и разнообразия методического пособия по данному вопросу;
обмен опытом с педагогами других ДОУ по вопросу формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Анализ выявленных недостатков позволил выделить противоречия: с одной стороны во ФГОС в образовательной области социально-коммуникативного развития выделены требования к результатам: у ребенка должно быть сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Социальный заказ общества и семьи ориентирует ДОУ на выполнение данной задачи; а с другой стороны, недостаточное использование форм и методов в работе педагога затрудняет осуществить процесс по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье более успешно.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Исходя из противоречий можно сформулировать проблему, а именно необходимость в создании психолого-педагогических условий усовершенствования работы педагога по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль).
Для решения поставленной задачи и выявленной проблемы предлагается внести следующие дополнения в работу с педагогами, работу с родителями, непосредственно с детьми.
Работа с педагогами:
Семинар «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье»
Педагогам предлагается подготовить и провести проект «Моя семья».
Цель проекта: ознакомление детей с историей своей семьи, с использованием фотоматериалов.
С целью выявления эмоциональных привязанностей в семье педагогам предлагается провести рисуночный тест «Моя семья» с последующей беседой по содержанию рисунка.
Работа с детьми:
Методы и приемы:
Наглядные:наблюдения с целью уважительного отношения в семье ;рассматривание семейных фотоальбомов;
организация выставки рисунков «Моя семья»
Словесные:
Обсуждение с детьми различных жизненных ситуаций «как поступишь ты…»
Игры- драматизации по произведениям,например,Л. Толстого «Косточка»
Игровые:
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные
Практические:
Художественно-продуктивная деятельность;
Проектная деятельность;
Организация встречи беседы с дедушкой (бабушкой) ребенка с целью приобщения к своей семье и воспитание чувства гордости за свою семью
Работа с родителями:
Включение в годовой план тематических мероприятий по взаимодействию с родителями с целью формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
Организовать анкетирование «моя семья» с целью выявления эмоционального климата в семье;
Проектная деятельность «Родословная моей семьи»;
Праздник-соревнование «Папа,мама,я – дружная семья»
Взаимодействие с педагогом-психологом:
Организация родительского клуба с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
Индивидуальные консультации родителей по вопросам на заданную тему;
Тематическая проектная деятельность «Что в имени твоем» с целью ознакомления детей с различными формами имени, воспитания гордости за свое имя.
Для диагностики сформированности у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье проводиться педагогический мониторинг:
Для определения привязанностей в семье, стиля взаимоотношений провести рисуночный тест «Моя семья», с дальнейшей беседой с ребенком по содержанию рисунка;
Анкетирование родителей на тему «ребенок в семье» с целью ознакомления с семейными традициями, взглядами на воспитание;
4. Характеристика изменений условий,обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).
Для решения проблемы формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье необходимо создать комфортные условия. Согласно ФГОС к реализации основной Программы, работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
ознакомление педагогов с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
курсы повышения квалификации;
Научно – методические: приобретение новинок на тему:
«Семья», «Моя родословная»; разработка проектов «Моя семья», «Вместе с мамой, вместе с папой» и др. проведение семинара «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье»;
Материально-технические:
оснащение помещений развивающей предметно-пространственной среды; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр; приобрести мультимедийное оборудование для показа различных познавательных фильмов;
нормативно-правовые:
Изучить:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и другие законы и постановления правительства об образовании;
Письменное разрешение родителей для работы с психологом;
Договора с родителями,
Информационные:
Участие в тематических форумах;
Создание сайта ДОУ;
Разработка мультимедийного пособия на тему «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у дошкольников»