Зульфия Рашитова
Консультация для педагогов: «Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников
Особенностью воспитания трудолюбия является возрастной подход, так как динамика истинного проявления изучаемого качества соотносится с личностным состоянием и психофизиологическими изменениями, соответствующими определенному возрасту. Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева и др. считают, что наиболее сензитивным периодом для воспитания трудолюбия, как качества личности, является старший дошкольный возраст. Ученые отмечают, что в этом возрасте:
Публикация «Консультация для педагогов: „Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- дети отличают труд от игры;
- у них в достаточной степени сформированы структурные компоненты трудовой деятельности;
- предметом внимания дошкольников становится не только процесс, но и результат труда;
- дети начинают осознавать социально-общественную значимость; труда;
- появляется возможность разнообразить содержание детского труда и организацию совместной деятельности взрослых и детей.
Э. Эриксон выделял определенный возрастной этап – с 6 до 12 лет, критический с точки зрения формирования трудолюбия как одной из стержневых черт личности. На этом этапе ведущей потребностью развития ребенка является переход от «виртуального» проникновения в мир взрослых через игру к самостоятельному либо в кооперации с другими людьми создания реальных продуктов, востребованных и оцененных обществом.
Э. Эриксон пишет: «…ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания». Внешним подкреплением этой потребности является начало школьного обучения, что полностью соответствует как актуальным потребностям, так и результатам предшествующего развития, поскольку «именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конструировать и планировать вместо того, чтобы приставать к другим детям или провоцировать родителей и воспитателей».
В этих условиях развития критически важными, с точки зрения формирования трудолюбия, у ребенка являются особенности образовательной системы в целом, конкретной школы и конкретного учителя. Перед ДОУ, а затем перед начальной школой, стоит крайне сложная диалектическая задача – донести до ребенка необходимость определенного самоограничения в сочетании с внешним нормированием в условиях совместной с другими детьми и взрослыми деятельности при одновременном сохранении достаточного для проявления индивидуальной инициативы и творчества пространства.
Существует три стороны отношения к труду :
1) труд как принудительное действие; 2) как обязанность; 3) как потребность. Каждая из этих сторон проявляется у человека в зависимости от его жизненных взглядов, общеобразовательного, культурного и этического уровня, сознательности и т. п. Отношение к труду как к потребности формируется с самого раннего возраста. Более того, считает К. К. Платонов, если в детстве у ребенка этого не произошло, то потребность может не возникнуть вообще. И напротив, прочно сформировавшаяся в детстве потребность трудиться будет в дальнейшем более развиваться.
Исследования показывают, что в современном российском обществе наблюдается отчетливая диффузия трудолюбия, выражающаяся в нежелании и неспособности многих молодых людей заниматься созидательной деятельностью, в сочетании с широчайшем распространением во всех сферах общественного производства псевдодеятельности, т. е. деятельности, не направленной на создание потребительских ценностей. Классическим примером такого рода является гигантский бюрократический аппарат. Как показывает анализ целого ряда организационных структур, количество сотрудников, в буквальном смысле слова изводящих бумагу, в разы превосходит количество сотрудников, занятых в «зарабатывающих» подразделениях. Весьма показателен в этом плане так называемый охранный бизнес, в котором занято свыше двух миллионов человек, в подавляющем большинстве молодых здоровых мужчин. Реальная их «деятельность» сводится к «просиживанию штанов» в бесчисленных проходных. Квинтэссенцией диффузии трудолюбия на индивидуальном уровне может служить весьма распространенный откровенный ответ на вопрос: «Чем бы Вы хотели заниматься?» — «Все равно чем, лишь бы платили!».
В таких условиях налицо реальный риск тотальной депривации у ребенка изначальной потребности в самостоятельной трудовой деятельности и готовности вкладывать в нее личностные ресурсы, что влечет за собой диффузию трудолюбия и стагнацию действия.
Следует особо подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, в котором заинтересован не только сам человек, но и общество. Ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему же он способен, т. е. добровольно ограничить свое развитие. А такие потери — невосполнимы.
В воспитании положительного отношения к труду большая роль отводиться возникновению, поддержке интереса. Ребенку дошкольного возраста присущ интерес к деятельности, в котором необходимым компонентом является познавательное отношение к окружающему миру. Интерес стимулирует действия ребенка, наличие интересу позволяет интенсивнее усвоить необходимые знания, практические умения, способствует развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность. Интерес побуждает ребенка к волевым усилиям, которые направлены на осуществление разных видов деятельности, и в частности трудовой. Чувства удовлетворения и радости в достижении определенной цели вызывают стремление повторить волевые усилия в процессе труда, совершенствовать их.
Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т. е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотив совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью. Без наличия положительных мотивов интерес к труду детей может быстро угаснуть.
Вывод: по мнению ученых, старший дошкольный возраст является сензитивным для воспитания трудолюбия : дети отличают труд от игры; у них в достаточной степени сформированы структурные компоненты трудовой деятельности; предметом внимания дошкольников становится не только процесс, но и результат труда; дети начинают осознавать социально-общественную значимость труда. Излишняя опека, лишение ребенка проявлять активность и инициативу приводит к снижению интереса к труду, что в дальнейшем может негативно отразиться на формировании трудовой мотивации.