Шейбель Ирина Анатольевна
Психолого-педагогические основы деятельности учителя в инновационном учебно-воспитательном процессе
Инновационное обучение предполагает формирование у субъекта обучения критического склада ума, способного анализировать ситуации, факты, конструировать и предлагать различные варианты исследуемой проблемы на основе разносторонних и глубоких знаний в исследуемой области, а также учитывать последствия принимаемых решений. Таким образом, при инновационном обучении в центре учебного процесса оказывается человек, а содержание, методы, формы и средства нацелены на развитие творческого и критического мышления. Необходимым условием эффективного использования инновационных методов обучения в учебном процессе является реализация индивидуального подхода к каждому ученику на основе учета его индивидуально-психологических и личностных особенностей. Инновации в образовании - процесс сложный, среди множества факторов, влияющих на него, можно выделить один из главных — педагога. От его отношения к новшеству, от его участия в их освоении, от его творческой активности зависит успешность новаций, личности педагога, его профессиональными способностями, ориентации на творческую инновационную деятельность. Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности.
Публикация «Психолого-педагогические основы деятельности учителя в инновационном учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах
Содержательно-технологическая модель деятельности педагога-психолога в инновационном процессе школы, включающая в себя объекты (дети, педагоги, администрация, личность педагога-психолога, виды деятельности (просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, коррекция, самосовершенствование) и технологические компоненты (самомотивация, изучение педагогической среды, принятие решений, формирование целей и подходов, планирование, прогнозирование трудностей, внедрение новшеств, контроль и коррекция, а также критерий её эффективности - творческий стиль психолого-педагогической деятельности; Любой инновационный процесс можно рассматривать как сложную, нелинейную, неустойчивую систему, которая посредством своей субъектной структуры способна самоорганизоваться и перейти в новое качественное состояние, и, следовательно, личностные и деятельностные характеристики педагога-психолога должны соответствовать характеристикам инновационного педагогического процесса. Особое место при этом обращается на выявление социально-психологических особенностей деятельности учителя, позволяющих решать в инновационном режиме задачи. Практика их деятельности свидетельствует о том, что в этом процессе остаются неразрешенными многие противоречия. В процессе работы реализуются следующие задачи:
1) изучение личности субъектов педагогического процесса, в первую очередь ребенка; уровня его психического развития;
2) создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, личностного и профессионального роста других субъектов педагогического процесса;
3) оказание психолого-педагогической помощи в случаях затруднений всем субъектам педагогического процесса.
Алгоритм и технология инновационной педагогической деятельности учителя представляет собой систему которая позволяет интегрировать два взаимосвязанных между собой процесса - эффективный освоенный педагогический опыт и внедрения педагогических инноваций. Обеспечение высокого учебно-воспитательного эффекта и стимулирование дальнейшего развития инновационной педагогической деятельности достигнуты в соответствии с требованиями, частных критериев и соответствующих показателей, использование которых позволяет всесторонне оценивать процесс и результаты этой деятельности с точки зрения ее оптимальности, результативности и возможностей эффективно развивать и привлекать творческий потенциал субъекта педагогического труда. Деятельность педагога-психолога представлена в виде открытого пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: объектов, видов и технологических компонентов деятельности. Эти пространства объединены общей целью направленностью на ребенка и самосовершенствование личности специалиста в изменяющихся условиях педагогической практики Они вступают между собой во взаимоотношения, что выводит на содержание деятельности.
Важно понимать, что личность становится целью, субъектом, результатом, критерием оценки эффективности всего образовательного процесса. И в заключение можно привести слова И. Г. Песталоцци: «Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является. священной задачей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой»
Список литературы:
Гнездилова О. Н Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. -2006.-№4.-С. 61-65
Гуров В Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. -2008.-№316.-С. 9-15
Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008.- №1.- С. 14