Галина Попок
«Произведения УНТ при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Проверяемые безударные гласные в корне слова" проходит через всю программу начальной школы и является основой для повышенияграмотности учащихся.
С 1 класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала, загадки, пословицы, поговорки и т. д. В течение 4 лет обучения детей в начальной школе не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (1 класс)к более сложному (3 класс, а затем к обобщению и систематизации изученного(4 класс).
Публикация «„Произведения УНТ при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Безударные гласные. Конспекты уроков
- Гласные звуки
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Чтобы приучить первоклассника "слышать" орфограмму, учу его думать над тем, так ли я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая? (Вода)
Два братца, а друг друга не видятю (Глаза)
Хоть сама и снег и лёд, а уходит - слёзы льёт. (Зима)
Принялась она задело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,поломала зуб, зуб. (Пила).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком (Пчела)
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)
Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но и ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть, даже пытаются сами сочинять. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки. Например, домовитая, пролетает, похлопочет, цветком, медком.
При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной (2 класс, предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонёк); вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму,т. е. подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нём знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом случае выделить корень. У детей отрабатывается умение решать орфографическую задачу, используя алгоритм.
ЗАГАДКИ
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.
На берёзе теремок,
Не висит на нём замок.
Дверь открыта для жильца, говорливого скворца.
ПОСЛОВИЦЫ
На языке медок, а на сердце ледок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
В 4 классе дети составляют памятку для проверки 5 офограмм (а,о,е,и,я, распределяя по частям речи.