Мария Михайлова
Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
«Любите детство:
будьте внимательны к
его играм и забавам, к
его милому инстинкту».
Ж. Ж. Руссо
К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т. е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания». Стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени надо опираться на ведущий вид деятельности данного возраста. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до трёх лет - предметная игра. Поэтому с детьми раннего возраста проводятся игры - занятия, в которых усвоение какого - либо материала протекает не заметно для малышей, в практической -игровой деятельности. Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные, упражнения и действия. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. В своей работе с малышами я стараюсь широко использовать синтез поэтического слова и движения, где текст - это рифмованная подсказка к заданным движениям, действиям. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух маленького ребёнка и без специальных установок настраивает на игру, или действие. Синтез поэтического слова и движения, я использую во всех видах деятельности малышей.
Публикация «Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
В своей работе по данной теме использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному. В связи с этим веду поисково-исследовательскую работу по данной теме. Чтобы привлечь ребёнка раннего возраста к уборке игрушек служат «сигналом» такие нехитрые стишки:
Динь - ля - ра, динь - ля - ра!
Кушать (гулять, спать) деточкам пора!
Все машины ждут,
Когда к ним подойдут
И на место уберут.
А когда малыши станут постарше, в 2 - 2,5 года, можно и по-другому - сообщили о предстоящем обеде, сне или прогулке и скомандовали:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно!
Мигом мы взялись за дело –
И работа закипела!
В темпе, весело убирайте игрушки по местам. Хорошо, если при этом воспитатель будет сопровождать и здесь свои действия стихами. Например, убирая на место мишку, можно прочитать:
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный,
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой белою набит.
Или про мяч:
Мой весёлый, звонкий мяч!
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Тем самым воспитатель демонстрирует своё доброе отношение к игрушкам, показывает, что любит их, заботится о них. У ребёнка тоже будут возникать, и закрепляться эти чувства. Руководствуясь ими, он не бросит игрушку, где попало, уберёт её на место, а затем «перенесёт» эти чувства и на живые существа.
В работе по формированию мелкой моторики у детей раннего возраста использую игры, развивающие движения кисти, - «пальчиковую гимнастику», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слова помогают более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Малышам очень нравятся такие игры.
Например: «Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
Или: «Пальчики у нас попляшут»
Выполняются имитационные движения под стихотворный текст:
Пальчики у нас попляшут: Дети вращают кисти рук,
Вот они, вот они!
В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают пальцы,
В кулачки, в кулачки.
Пальчики опять попляшут:
Вот они, вот они! перебирают пальчиками,
Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук.
Уходи, уходи!
«Пальчик о пальчик»
Цель: Развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Пальчик о пальчик тук да тук(2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай, топай, топай!
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками!
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).
Учёные - психологи не раз замечали, что двигательная активность ребёнка оказывает влияние на развитие его мыслительных способностей. Речь идёт, о тонкой моторике - двигательной активности пальцев рук: чем она выше развита, тем лучше кровообращение головного мозга. Иными словами, от проворности детских пальчиков зависит его способность соображать. Работа по развитию мелкой моторике и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитее речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Работу по развитию движения пальцев и всей кисти рук провожу во время утренней гимнастики, в свободное время утром и после сна - по 2 - 3 минуты.
Воспитание КГН
«Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить такие стихотворные строчки: На плите сворилась каша Где большая ложка наша? Надо нам перед едой Ручки вымыть бы с водой. После того как вымыли руки: Наши детки - крошки Вымыли ладошки. За столы сейчас пойдём, Кашку кушать мы начнём.
Чтобы привлечь и отвести малышей в туалетную комнату использую такой игровой приё м: пою песенку, имитируя звуки и движения идущего паровоза.
Загудел паровоз ту - ту,
И вагончики повёз,
Чу - чу - чу,
Чу - чу - чу,
Далеко я укачу.
Чтобы приучить ребёнка пользоваться носовым платком, можно
читать и обыгрывать стихотворение «Грязный носик»
Грязный носик!
Ай-ай-ай!
Вот платочек,
Вытирай!
(Г. Р. Лагздынь)
Синтез поэтического слова и движения широко используется в физическом развитии детей раннего возраста. (Подвижные игры, игровые упражнения, комплексы утреней гимнастики). Подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребёнком. Включение элементов синтеза поэтического слова и движения, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счёте становлению личности ребёнка. Например, подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.
Зайка беленький сидит Присаживаются на корточки и
И ушами шевелит, покачивают головой, руки
Вот так, вот так! свободно согнуты в локтях.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть.
Хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок - скок, скок - скок! Надо зайке поскакать.
Кто - то зайку испугал,
Зайка прыг. и ускакал.
Прыгают на двух ногах на месте
Воспитатель хлопает в ладоши. Дети убегают.
Игровое упражнение «Поиграй со мною в мяч».
Цель: закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.
Ход игры: ребёнок сидит на корточках, взрослый катит ему мяч, приговаривая:
«Ты поймай весёлый мяч,
Мне верни его, не прячь».
Воспитание - длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. При любом действии с ребёнком самое главное - это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку, какие - либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия. Вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры, и хорошо, если эти игры будут являться синтезом поэтического слова и движения, где ненавязчиво, без грубого дидактизма ребёнка учат тому, что от него ожидают. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать им использовать в воспитании малышей образцы данного педагогического приёма, показать, как это можно сделать. С этой целью можно организовать занятия с родителями, консультации.
Успехов!