Ирина Середкина
Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя
Одной из особенностей развития ребёнка дошкольного возраста является естественная потребность в движении, так как в период от 3 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается.
Ритмопластика – самая яркая и доступная форма общения ребёнка с музыкой. Музыкально-ритмическая деятельность является наиболее органичным видом деятельности, потому что представляет собой синтез восприятия музыки и выражения этого восприятия в пластике тела. Тем самым она полностью отвечает особенностям детского музыкального развития, его синкретичности, то есть целостности, неделимости. Маленьким детям очень сложно только слушать, только танцевать, только петь. Наиболее естественно для них делать всё одновременно: слушать музыку, покачиваясь в ритме; петь, притопывая, приплясывая; танцевать, припевая или приговаривая.
Публикация «Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Музыкально - ритмические движения являются незаменимым и очень значимым инструментом в музыкальном воспитании дошкольников. На занятиях ритмопластикой у детей развивается музыкальная память, чувство ритма, координация движений, внимание, усидчивость, терпение, выносливость, умение ориентироваться в пространстве, гибкость, пластичность, артистические способности, пополняется и обогащается словарь, расширяется кругозор. Кроме того развиваются и формируются эстетическая, коммуникативная, психофизическая, нравственная сферы личности ребёнка.
В настоящее время рождается небольшой процент условно здоровых детей. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению здоровья. Тренируется сердечно - сосудистая, дыхательная системы,опорно - двигательный аппарат, различные группы мышц, формируется красивая стройная осанка, вырабатывается правильная лёгкая походка, дети получают массу положительных, здоровьесозидающих эмоций. На занятиях гиперактивные дети могут проявить лидерские качества, творческую фантазию и воображение, выплеснуть энергию. Психологи рекомендуют заниматься ритмопластикой детям скромным, робким, застенчивым, чтобы стать более уверенным в себе, свободным, раскрепощённым. Дети учатся самовыражению, умению импровизировать. Развивается эмоциональная сфера личности ребёнка.
В кружок ритмопластики приходят заниматься не только способные, одарённые дети, но и неловкие, заторможенные, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
На занятиях кружка ритмопластики использую дифференцированный подход по половому признаку, по группе здоровья, по степени (уровню) подготовленности, так же учитываю возрастные особенности детей, провожу индивидуальную работу. Наличие небольшого количества участников способствует активному заинтересованному контакту с каждым.
В течение учебного года ведётся систематическая, планомерная и целенаправленная работа по реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. Как педагог дополнительного образования, веду работу кружка ритмопластики по программам А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика». На НОД кружка ритмопластики разучиваем танцы и танцевальные композиции, этюды, комплекс общеразвивающих упражнений на укрепление различных групп мышц, построения и перестроения (в круг, колонны, шеренги, по диагонали, в шахматном порядке по одному и парами, проводимигроритмику, игрогимнастику по «Са-Фи-Дансе», дети выполняют творческие задания на развитие импровизационных, артистических способностей. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию воображения и творческих способностей ребёнка. На кружковых занятиях использую разнообразные атрибуты: мячи, скакалки, обручи, флажки, султанчики, кубики, ведёрки, погремушки, колокольчики, зонтики, деревянные ложки, шары, платочки, цветы, степ-доски, шарфы, ленты, маски-шапочки, игрушки, шляпки, лошадок и мн. др.
Два раза в учебном году (в январе и мае) проводятся открытые показательные занятия и отчётные концерты для родителей.
По результатам сравнительного анализа проведённой педагогической диагностики (в начале и конце учебного года) видна динамика роста по всем параметрам. Мониторинг оценки индивидуального развития детей показал улучшения по всем видам музыкального и психомоторного развития. Таким образом, можно сказать о положительных результатах проведённой работы.
Воспитанники нашего детского сада выступали на районных и городских конкурсах («Светофорик», «Алло, мы ищем таланты» и др., фестивалях («Мир нужен всем», «Мы - наследники Победы» и др., неоднократно получали грамоты и дипломы призёров. Благодаря привитому в детском саду интересу к творчеству, искусству, любви к музыкальной культуре, выпускники нашего ДОУ активно продолжают заниматься и развиваться в художественно-эстетическом направлении: в музыкальных школах, школах искусств, танцевальных студиях дворцов культуры и творчества города. Михайлова Даша (ДМШ№1, Центральный Дворец Творчества, Щербаков Егор (ДМШ№1,Петрова Анна, Левченко Светлана, Лунова Дарья, Сергеева Элина, Остеров Никита, Чернов Андрей (танцевальный коллектив «Рябинка» СОШ №19, Илюшкина Ксения и Асташкина Дарья (ДК ЧАЗ, Константинова Кира (ДК Тракторостроителей «Солнцеклёш», Половей Александр (ДМШ №3, Русакова Елена (ДМШ №3, Яковлева София (д/к «Салют», восточные танцы). Эти дети имеют стабильные результаты и успехи. Неоднократно становились лауреатами, дипломантами, призёрами и победителями различных творческих Всероссийских, Республиканских, городских конкурсов;
Тему ритмопластики я выбрала, потому что она мне близка, очень интересна и всегда актуальна. Считаю, что любовь к искусству, творчеству, заложенная в дошкольном возрасте даёт положительные результаты как в раннем, так и в более позднем школьном возрасте, благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка.