Анна Фролова
Из опыта работы «Роль художественного слова в мире детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут Фролова Анна Андреевна, я воспитатель в детском саду № 18 «Виктория» г. -к. Анапа. Общий педагогический стаж – 8 лет, в данном учреждении – 4 года. Я хочу представить вашему вниманию мою творческую презентацию «Роль художественного слова в мире детства» (1)
Я считаю, что литература имеет огромное влияние на формирование личности человека. Работая с детьми, я обратила внимание на то, как качество детской литературы отражается на нравственно-духовном воспитании ребенка. В результате этих наблюдений я решила провести художественное слово красной нитью через всю деятельность детей в течение дня.
Публикация «Из опыта работы „Роль художественного слова в мире детства“» размещена в разделах
(2) Вы видите образец календарного плана на один из дней, и то, как осуществляется нравственное воспитание детей художественным словом через различные виды деятельности детей в течение дня. Как правило, у нас проводятся тематические недели, и в рамках темы подбирается соответствующая литература.
(3) Я предложила ребятам использовать художественную литературу как источник для создания сюжетов игры. Дети инсценировали сказки, например, «Дюймовочка», использовали в игре куклы бибабо, например, «Три поросенка», использовали фигурки сказочных персонажей для режиссерской игры (например, новые сюжеты сказки «Маша и медведь», проводились тематические конструктивные игры, предваряющие дальнейшие режиссерские: строительство замка короля, домиков для поросят.
(4) Игры с правилами также наполнены сюжетами литературных произведений. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные и подвижные игры на тему сказок. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что литература является неотъемлемой частью игровой деятельности дошкольников.
(5) Коммуникативная деятельность детей неразрывно связана с художественным словом. Работая в этом направлении, я применяю следующие приемы: использование стихотворений в беседах с детьми, частичный анализ произведений, словесные игры, пересказ, рассказывание, создание собственных сюжетов. На слайде вы можете увидеть задачи нравственного развития, решаемые при помощи художественных произведений.
(6) Использование литературных образов целесообразно и в двигательной деятельности детей. Инструктор по физкультуре помогла мне подобрать различные подвижные игры и эстафеты с сюжетами сказок. Использование фольклорных песен в народных играх («Горелки», «Кауны») также помогает разнообразить двигательную активность детей.
(7) Творчество позволяет ребенку полнее выразить свои эмоции. И я даю ребятам такую возможность при занятии изодеятельностью. Дети рассматривают иллюстрации к любимым произведениям, на их основе создают свои, изготавливают атрибуты для демонстрации сказок в настольном театре, поделки. Исходя из этого делаю вывод, что взаимодействие изодеятельности и художественного слова позволяет детям лучше разбираться в явлениях жизни.
(8) Во время занятия познавательно-исследовательской деятельностью, мы с ребятами также обращаемся к художественному слову. В литературе есть множество произведений малых жанров, обращающих внимание детей на важные особенности окружающего мира. Рассматривая иллюстрации художников к произведениям, дети осваивают азы сравнительного анализа. Мы проводили с ребятами исследование на тему «Жизнь дерева», в процессе которого применялось множество загадок, примет, пословиц. Эти произведения сделали исследование намного образнее.
(9) Литература в музыке осуществляет преемственность поколений, формирует эстетический вкус. Дети с интересом слушают и исполняют народные песни, играют в народные музыкальные игры. Для того, чтобы свободно играть в них, ребятам предлагается выучить игровые песенки. Дошкольники так же знакомятся с музыкальными иллюстрациями. Таким образом, литература неразрывно связана с музыкальной деятельностью в процессе формирования всесторонней личности ребенка.
(11) Наблюдая за детьми, я выяснила, что самый высокий интерес ребята проявляют к театрализации. Этот вывод привел к созданию в нашей группе традиции, которая была активно поддержана детьми. Она заключается в предоставлении им времени в рамках режима дня для свободного занятия театральной деятельностью. Я помогаю им на предварительном этапе с подготовкой декораций и атрибутов и отпускаю их «в свободное плаванье». Поначалу их инсценировки были очень неуверенными, но со временем ребята научились удерживать интерес зрителей, появились яркие сюжеты, улучшилась речь. Из чего я сделала вывод, что данная практика благотворно влияет на общение детей, вызывает положительные эмоции, помогает снять психологическое напряжение.
(12) Работа с родителями с использованием художественного слова тоже оказалась весьма плодотворной. Мною было проведено тематическое собрание с целью сблизить родителей с ребенком. В конце родителям были подарены небольшие буклеты с подборкой стихотворений о семье, любви к детям, уважении чувств друг друга.
(13) Таким образом, проведя работу по использованию произведений художественной литературы во всех видах детской деятельности, я могу сделать вывод о том, что их интеграция благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка, а главное, на его духовно-нравственное развитие, что, на мой взгляд, является одним из приоритетных направлений в воспитании ребенка.