Светлана Величкова
Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками. Таким образом, для меня стала актуальна проблема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности».
Публикация «Описание педагогического опыта „Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дома ребёнок охотно разговаривает с мамой, папой, бабушкой. Все радуются его речи, умиляются его неправильности. Малыша понимают, и он чувствует себя уверенно и непринуждённо. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач детского сада. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли.
Особая роль в развитии связной речи у детей дошкольного возраста принадлежит театрализованным играм.
Театрализованная деятельность детей может, быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности, а так же запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно что бы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в театрализованной деятельности участвуют не только дети, но и взрослые. Это очень важно, взрослые и дети выступают как равноправные партнёры.
Первоначально моя работа была рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного и возраста, где использовала следующие методические приё мы:
• Вводная беседа – подготовка детей к восприятию произведения. Вводную беседу и все занятия помогал проводить сказочный помощник – пальчиковая игрушка, изображающая Старичка – Лесовичка.
• Выразительное рассказывание сказки.
• Подготовка сцены для разыгрывания сказки. Привлекая детей к обустройству сцены, мы преследовали три цели: подготовка поля деятельности; эмоциональная настройка детей на работу со сказкой (вхождение в атмосферу сказки); развитие мелкой моторики. В своей работе старалась уделять должное внимание развитию мелкой ручной моторики.
• Беседа по содержанию сказки. Выясняю, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказок. Для проявления творческой активности вопросы детей направляют на центральные моменты повествования.
• Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям даётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.
• Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог активно участвует в постановке сказки – озвучивает слова автора, помогает детям исполнять и озвучивать их роли, практически полностью «ведёт» сказку. На следующих этапах его участия в постановке заметно сокращается.
• Организация окончания занятия. Дети освобождают «сцену», складывают декорации, фигурки героев в волшебный сундучок. Это необходимо для плавного выхода из сказки. Дети прощаются со сказкой, занятие подходит к концу. Сказочный помощник отмечает положительные моменты, даёт задание на дом и поощряет старание приглашением в новую сказку на следующем занятии.
Работа по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляется при соблюдении следующих условий:
• Больше значение придаётся настрою детей на «сказочное» занятие. Первым шагом к этому служит настрой самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
• Сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
• Желание детей рассмотреть и ближе познакомиться с различными сказочными декорациями и героями должно удовлетворяться до начала инсценировки, в противном случае ребёнок будет отвлекаться от основного действия;
• Педагог ни в коем случае не должен превращаться в строгого режиссёра. Важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребёнок вжился в роль, начинал раскрепощаться и говорить;
• Необходимо помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации (их надо поощрять особо) – являются успешными и удачными;
• Тексты сказок адаптируются для инсценировки, подаются в форме театрального сценария; при этом учитываются речевые и познавательные возможности воспитанников.
С возрастом детей моей группы естественно возникла необходимость изменения форм и методов работы с детьми по развитию связной речи средствами театрально-игровой деятельности. А именно, в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельность является игра, творческие игры, которые проходят под руководством воспитателя. Театрально-игровая деятельность осуществляется в работе с дошкольниками через организацию и проведение таких видов творческих игр, как театрализованные и игры-драматизации, источником для которых служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, заявленная проблема далека от своего практического разрешения. Эти и другие причины обусловили разработку дополнительной образовательной программы «Улыбка», направленной на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
В результате длительной, целенаправленной работы по формированию связной речи у детей с двух лет и до выпуска из детского сада предполагаю достичь следующие результаты, интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:
I. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1. адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
2. владеет диалогической речью и конструктивными способностями взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается и т. д.);
3. способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками;
II. Любознательный, активный:
1. интересуется новым, неизвестным в окружающем мире и своем внутреннем мире;
2. способен действовать самостоятельно;
3. в случаях затруднения обращается к взрослым.
III. Эмоционально отзывчивый:
1. откликается на эмоции близких людей. Сопереживает персонажам сказки, рассказа, истории;
2. реагирует на красоту мира.
IV. Способность управлять своим поведением:
1. планировать свои действия;
2. соблюдать общепринятые нормы и правила.
V. Овладевший универсальными предпосылками образовательной деятельности :
1. умение действовать по образцу;
2. овладевший умениями и навыками необходимыми для детской деятельности;
3. имеющий предпосылки образовательной деятельности.
VI. Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы:
1. может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
2. может преобразовать способы решения задач;
3. способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, сказке, в театрализованной деятельности.