Лариса Викулина
Проектная — исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная — исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» г. ИСТРА
СООБЩЕНИЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:
«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
/Из опыта работы/
Публикация «Проектная — исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Подготовила: Викулина Л. Н.
Истра
2022
Проектно – исследовательская деятельность
в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
«Природа – это единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого содержания»
И. В. Гёте
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Для того, чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. И мы должны использовать это время для воспитания основ экологической культуры, развивать правильное отношение к природе.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми. Проекты помогают активизировать самостоятельность детей. Помогают осваивать окружающую действительность. Способствуют умению наблюдать, слушать, сравнивать, анализировать. Развивают воображение, мышление, речь, внимание, память. Формируют предпосылки поисковой деятельности.
Экологический проект – это решение определенных задач в процессе исследования, наблюдения.
Задачи и сроки проведения могут быть разные. Тематика и содержание экологических проектов разнообразна.
Вот примерные темы экологических проектов по временам года.
Осень:
«Разноцветные листочки»
«Рябина»
«Подарки осени»
«Удивительные камни»
«Воздух. Он везде»
«Синички» и т. д.
Зима:
«Снег – это вода»
«Волшебница – Зима»
«Снежинки»
«Зимняя сказка» и т. д.
Весна
«Солнышко»
«Перелетные птицы»
«Космос»
«Шестиногие малыши»
«Одуванчик» и т. д.
Лето
«Песок»
«Вода»
«Воздух»
«Насекомые» и т. д.
Это, конечно, примерные темы. Каждый выбирает интересную для себя.
В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность : ведут наблюдение, экспериментируют, рисуют, лепят, слушают музыку, знакомятся с художественными произведениями. К организации поисковой и творческой деятельности можно подключить и родителей. И других педагогов.
Презентация проекта – выставка работ, либо развлечение, подведение итогов работы по теме.
Сейчас я расскажу об экологических проектах, которые проводила.
Эти проекты информационно - творческие, краткосрочные, фронтальные.
Проект на тему : «Именины у Рябины» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Может пригодиться педагогам и родителям.
Цель этого проекта – познакомить детей с народным календарем. 23 сентября – именины у Рябины. Рассказать о таком знакомом дереве. Развивать интерес к природе, к народным традициям. Дать возможность изображать рябину разными художественными средствами. Для родителей была подготовлена информация «Рябина – целительница». Рябину дети рисовали, лепили.
Следующий проект – «Земля – наш дом во Вселенной». Это одна из моих любимых тем. Дети тоже очень интересуются всем, что связано с космосом. Люди всегда восхищались звездным небом. Оно притягивало своей неизвестностью, загадочностью. Эта тема всегда актуальна и интересна. Каждый год, в апреле я провожу работу с детьми по этой теме. Этот проект я проводила несколько раньше. И, хотя он был краткосрочный, очень много было сделано в этом направлении. Разные беседы с детьми, занятия, творческие виды деятельности, игры, художественная литература.
Мы вместе искали ответы на многие вопросы. Например, такие: Почему бывает день и ночь?
Почему бывает зима и лето?
Можно ли долететь до звезды?
Можно жить на Луне? И др.
Презентацией проекта – выставка детских работ, уголок «Космос», досуг «Космическое путешествие». Чаще всего я проводила сама. Один раз вместе с музыкальным руководителем – Маргаритой Викторовной.
Ещё об одном проекте расскажу. Тема не такая глобальная, как у предыдущего.
Более узкая тема. Но, не менее интересная. Называется «От икринки до лягушки».
Лягушки – интереснейшие существа. Земноводные. Когда работала над проектом, то сама узнала много очень интересной информации о лягушках. Детям, конечно, тоже было интересно. У многих взрослых не совсем верная информация о лягушках. Поэтому они и детям не могут достоверно рассказать о пользе этих удивительных созданий. В своё время мы летом часто могли наблюдать лягушек около участка. Мы изучали, как появляются лягушки. Где живут, чем питаются. Какую приносят пользу. Играли в игры, использовали художественную литературу – загадки, стихотворения, сказки. И, конечно, лепили, рисовали, мастерили лягушек.
Дети были увлечены, заинтересованы. И, незаметно для себя, они получали знания, умения, развивали память, внимание, мышление, совершенствовали речь, расширяли кругозор и усваивали правила поведения в природе.
Вот на таких примерах я показала, как проектная деятельность способствует экологическому воспитанию детей.
Проект – это не просто метод обучения, но и очень интересный и продуктивный вид совместной деятельности педагогов, детей, родителей.
Литература
o Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик» М., 1998
o Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002
o Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность» М. 2001
o Копцева Т. А. «Природа и художник», М, ТЦ «Сфера», 2008
o «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников» под ред. Николаевой С. Н.
o Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» М. 2005
o Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» М, 2003
o Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки», 2003