валентина тарасова
«Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного прогресса. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровых технологий :
Публикация «„Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО“» размещена в разделах
1. Достигнуть высокого уровня мотивации осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка;
2. Подобрать средства активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности;
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и ребенка.
В ходе наблюдения за играми детей хочется отметить, что (в силу своего возраста) в играх детей наблюдается не сложный сюжет. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, ребенок часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданнно меняет сюжет игры. Наша задача сформировать игровые умения при комплексном руководстве включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий.
Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении игрушки. Так, например у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля два шофера. И мамы и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора. Каждый тянет
игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребенок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, нужно увлечь их совместными действиями с игрушкой. Уже трех - четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живет в своем домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».
В начале года часто использовались фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки», «Выдувание мыльных пузырей».
Работа (по формированию игровых умений) строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой; отправлялись в путешествие в сказку, получали письма с просьбой, посылки и т. д.
Детей учим играть по правилам. Соблюдения правил в д/и, п/и - это выполнение игровой задачи, проявление внимания к партнеру в игре, взаимопомощь.
По-прежнему любимыми остаются с/р игры. Например, прочитав сказку К. И. Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации, побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, мед. сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в мед. кабинет.
В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной, формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.
Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»….