Екатерина Шинкоренко
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
(Из опыта работы воспитателя Шинкоренко Е. М.
МАДОУ г. Хабаровска «Центр развития ребёнка-детский сад № 188)
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»
Георг Зиммель
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня, в свете ФГОС ДО, сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.
Работая с дошкольниками, поняла, для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС ДО) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо уметь сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаё тся важнейшим национальным приоритетом:
- в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»;
- «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
При этом, нужно помнить что нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это не только наше будущее, но сегодняшняя действительность.
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс необходимо встраивать в игру и дети, сами того не замечая обучаются.
В течение трёх лет, углубленно работая над темой «Использование ИКТ в образовательном процессе с дошкольниками» периодически применяла в работе с детьми сначала электронные дидактические игры, взятые мной из интернета. Обратила внимание на то, что подача информации на мониторе в компьютерном классе или презентация на экране в музыкальном зале в игровой и ярко иллюстрированной форме, вызывает у детей огромный интерес с последующей рефлексией полученных знаний.
Поставила перед собой цель: использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.
Сформулировала задачи:
активизировать познавательный интерес к образовательной деятельности;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
вовлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение);
формировать у дошкольников информационную культуру.
В работе активно использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий : компьютеры, DVD плейер
мультимедийный проектор, телевизор, видеокамеру, музыкальный центр.
Эмоциональные и яркие занятия получаю с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей – всё это обеспечивает компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
В непосредственной образовательной деятельности часто использую возможность работы с детьми в режиме диалога. Это могут быть упражнения на дифференциацию звуков, нахождение места звука в слове и т. д.
Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу, анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность каждого ребёнка.
При подготовке к занятиям использую компьютерные программы PowerPoint, Cacoo, Microsoft Word, Buble.us. Презентации, сделанные в PowerPoint – это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Показ слайдов под музыку, сделанный в программе Movie Maker способствует более глубокому чувственному пониманию изображения, осуществляется интеграция художественного и музыкального восприятия. Часто предлагаю детям модели построенные в программе Word : последовательность дней недели, последовательность времён года, последовательность месяцев.
Постоянно использую ресурсы Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии. Они открывают доступ и мне и детям к большому объёму новой информации, которая в традиционном (бумажном) виде практически не реализуема. Например: стихи для дошкольников, азбука для самых маленьких и др.
В настоящее время использование мной ИКТ заключается в следующем:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Применения информационных технологий на занятиях позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
У моих воспитанников, к моменту поступления в школу, хорошо развиты все интегративные качества, элементы наглядно-образного мышления, присутствует большой словарный запас, развит познавательный интерес к учебной деятельности, а следовательно им будет легко адаптироваться к следующей ступени своего социального развития – обучение в школе.