Олеся Москаленко
Использование игровых технологий в педагогическом процессе
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и обучение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
Публикация «Использование игровых технологий в педагогическом процессе» размещена в разделах
Именно игровая ситуация с ее двупланным поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяют ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по – разному интерпретируя свое «я».
Использую игровую технологию в организованной образовательной деятельности и повседневной бытовой деятельности, утренней гимнастики, развлечениях, труде, прогулке.
Игра есть средство познания действительности и рассматривается:
как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;
особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
особое отношение личности к окружающему миру;
социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
особое содержание усвоения;
социально - педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
В своей деятельности особое внимание уделяю:
Дидактическим играм (например, «Собери семью», «Найди пару», «Четвертый лишний» и другие, которые расширяют кругозор детей, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
Подвижным играм (например, «Мыши и кот», «День и ночь», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Цветные автомобили», «Совушка» и т. д., которые развивают двигательную активность детей;
Словесно – речевым играм, которые развивают речь, память, мышление.
Театрализованным играм (спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль, настольный театр с объемными или плоскостными фигурками и т. д., которые помогают детям в развитии творческих способностей, фантазии, воображения.
Игровые приемы реализую с помощью различных персонажей (Мишка, Вини – Пух и т. д., предметов (письмо, посылка, чудесный мешочек и многое другое) и «волшебных» слов (например, «Повертелись, покружились и … все превратились»).
На ООД по теме «Роспись дымковского петуха» успешно использовались дидактическая игра «Русские узоры». Предлагаю детям выбрать карточки с элементами дымковских узоров из карточек с элементами различных узоров других росписей. Затем проверяем правильность слайдами на мультимедийной установке.
В ходе организованной образовательной деятельности по теме «Забавная гостья» была организована дидактическая игра – упражнение «Назови приметы весны». В ходе игры дети выбирали карточки с изображением явлений, которые происходят весной.
Актуально использование игр при подготовке детей к школьному обучению. Особенно, если эти игры сопровождаются презентацией. Например, в ходе игры «Угадай профессию» дети, рассматривая предметы на слайдах, определяют человеку какой профессии, они необходимы:
- нож, кастрюля, сковорода….(повар);
- краски, кисть, мольберт (художник);
- весы, витрина, касса (продавец).
Для игры «Четвертый лишний» подготовлена презентация, на слайдах которой картинки четырех предметов. Дети внимательно смотрят на слайды и находят «лишний предмет», например:
- груша, яблоко, помидор, слива (слива);
-туфли, платье, сапоги, босоножки (платье);
- волк, корова, коза, кошка (волк);
-дуб, береза, ромашка, липа (ромашка).
Считаю феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.