Ольга Наркевич
«Предметно-развивающая среда в подготовительной группе» Аналитическая справка
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной к школе группе списочный состав детей 25 человек. Гендерный состав: 11 девочек, 14 мальчиков.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении. Группа оснащена как традиционными материалами, так и авторскими играми и пособиями Наркевич О. Ю. Имеются аудиовизуальные пособия и материалы нового поколения. В группе используются технические средства : ноутбук, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, принтер. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.
Публикация «„Предметно-развивающая среда в подготовительной группе“ Аналитическая справка» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование групповых помещений безопасное, эстетически привлекательное здоровьесберегающее, развивающее и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Для проведения образовательной деятельности выбраны индивидуальные одноместные и двухместные столы. Столы и стулья маркированы, соответствуют росту детей и требованиям САНПИНА. Мебель в групповом помещении расположена согласно требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети занимают места за индивидуальными столами, которые легко можно перемещать; расставить вдоль стены, поставить кругом во время проведения коллективных аппликаций. Столы можно сдвинуть в сторону, положить ковер и проводить словесные и другие игры. Все созданные в группе центры имеют выход в универсальную игровую зону с большим разнообразием предметного накопления.
Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. В группе воспитатель использует не только горизонтальную плоскость (пол, но и вертикальные поверхности (стены, а так же осваивает воздушное пространство (к потолку подвешивают тренажер для зрительной гимнастики, игрушки, поделки). Ребенок в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума, магнитной доски с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Наличие легких ширм и легко перемещающейся мебели на колесиках в группе создает возможность построения непересекающихся сфер активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Есть подручные материалы (ленточки, пуговицы, пробки, банки, коробки разного размера и т. п., которые используются для решения различных игровых ситуаций или как маркеры.
Игровой материал периодически меняется. Появляются новые предметы, схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. Создаются мини-музеи и временные выставки по различным темам. По сезонам года оформляются выставки природного материала, календари, макеты и т. п., таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
В группе созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую:
Приоритетная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в следующих уголках и центрах - «Познавательное развитие» :
1.«Веселая лаборатория» В группе есть условия для экспериментирования с различными материалами. Здесь же расположены макеты, глобус, карты, картотеки, энциклопедии.
2.«Игротека» - уголок, где расположены настольно-печатные игры разной тематики.
3.«Зеленая комната», где находятся растения для ознакомления с ними детей. Коллекции природных материалов, гербарии, муляжи животных, овощей, фруктов. Поделки из природного материала в соответствии с сезоном. Здесь располагается дневник наблюдений и календарь природы.
4. «Уголок конструирования» Присутствуют схемы и инструкции разных уровней сложности к различным видам конструкторов. Конструкторы подбирались с разными видами соединений и из разных материалов: дерево, пластик (цветной и прозрачный, металл, фетр, резина. Имеется фланелеграф и геометрический конструктор. Альбом с фотографиями лучших построек и место для выставки конструкций. В уголке есть ящик с бросовым материалом, контейнер с игрушками для обыгрывания. –
5. «Я - петербуржец» посвященный играм по музейной педагогике и петербурговедению, патриотическому воспитанию. Место для размещения зрительного ряда, мини-музеев
Приоритетная область программы, реализуемая в различных видах деятельности - «Речевое развитие» :
«Книжкин дом» вмещает в себя хорошо иллюстрированные художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Иллюстрации, портреты писателей и поэтов крепятся к магнитной доске. На ней же сменяются мнемотаблицы со стихотворениями, которые на данный момент разучивают дети.
Приоритетная область программы, реализуемая в различных видах деятельности - «художественно-эстетическое развитие» :
1.«Мастерская творчества» - условно состоит из 2 блоков:
-продуктивная, творческая деятельность «Мастерская»
-блок музыкальных игр и игр-драматизаций «Наш театр»
1. «Мастерская» В нем находятся материалы и инструменты для творчества: рисования, аппликации, лепки, дизайна. Схемы и алгоритмы рисунков и техник, штанга для мобильной выставки. Имеется три мольберта.
2. «Наш театр» оснащенным всем необходимым для различных видов театра, а так же самодельными музыкальными инструментами.
Главная идея по оформлению группового помещения состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Приоритетная область программы, реализуемая в различных видах деятельности - «Физическое развитие» :
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
Приоритетная область программы, реализуемая в различных видах деятельности - «Социально-коммуникативное развитие:
1. «Уголок покоя» (мягкий уголок) и «Домик под столом»
2.«Полка секретов»». На ней хранятся альбомы с фото детей группы по темам : «Я-малыш», «Моя семья», «Путешествия», «Мои игрушки», «Наши экскурсии», «Я - сказочный герой», «Девочки-прически для принцесс», «Мальчики - моя будущая профессия». Общиме фотографии детей начиная с младшей группы. Альбомы с личными коллекциями детей по интересам.
Особое значение в группе имеет уголок для сюжетно- ролевых игр, где учитывается гендерная специфика детей. В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
3. «Кукольный уголок» - уголок сюжетно-ролевых игр преимущественно предпочитаемыми девочками.
4. «Штаб» - уголок сюжетно-ролевых игр преимущественно предпочитаемыми мальчиками.
Игры девочек проходят в более ограниченном пространстве, а мальчикам требуется практически вся территория группы, маркером для ограничения которой служит ковер занимающий большую площадь группы. Рядом расположены полки с сюжетно-ролевыми играми, которые одинаково популярны и среди девочек и среди мальчиков.
Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Обеспечена частичная изоляция мальчиков и девочек в туалетной комнате. Мальчики и девочки обеспечены равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией. Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность. У каждого ребенка определенное место за столом, согласно рекомендации врача.
Во время образовательной деятельности обязательны физминутки, проводятся специальные гимнастики для глаз, дыхания и осанки, где используются настенные тренажеры.
Жизненное пространство в группе дает возможность детям проявлять активность, не пересекаясь друг с другом. Каждый ребенок может найти место, комфортное для его эмоционального состояния.
Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в группе Наркевич О. Ю. создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.