Ольга Микулина
Аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Детский сад – особое учреждение, в который каждый день приходят наши дети, как в свой дом. А свой дом хочется украсить, сделать его уютным и теплым, удобным и безопасным. Наша группа имеет теплый, радующий глаз цвет стен, на которых уютно расположились любимые герои сказок и мультфильмов. Потолок обычного белого цвета. Группа хорошо освещена лампами дневного света. Каждому времени года потолок украшается тематическими мобилями, которые создают настроение, а также помогают в развитии наших деток. Времена года также отражаются в сюжетных картинках, в нарядах кукол, в композициях из веток и цветов.
Темочки:
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В уголке для родителей к каждому сезону мы предлагаем родителям тематическую подборку стихов. Пространство группы видоизменяется соответственно каждому времени года.
Предметно-развивающая среда начинается с раздевалки, где мы встречаем наших детей. Создать располагающую атмосферу помогают игрушки, уютно расположившиеся на шкафчиках, которые родители используют для отвлечения своего ребёнка. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик, на котором наклеена фотография ребенка и картинка, которые дети хорошо знают. В группе ведется постоянная педагогическая работа с родителями, которая представлена разнообразным наглядным методическим материалом в информационных уголках для родителей.
Основными задачами для нас является: забота о здоровье, эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка, а также создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, не замкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда группы не только развивающая, но и развивающаяся.
Мою группу раннего возраста посещают дети от 1,6 до 2 лет. Вхождение ребенка в группу всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Ребенок сможет адаптироваться в группе, приспособившись к новым условиям. Поэтому одним из важных факторов организации адаптационного периода детей второго года жизни, является создание предметно-развивающей среды, которая поможет нам обеспечить гармоничное развитие ребенка и создать эмоционально-положительную атмосферу в группе.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие по душе, в группе созданы условия для различных видов деятельности (творческой, коммуникативной, игровой, познавательно- исследовательской и др.) Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр.
Прежде всего, мы начали с центра группы. Здесь отводится особое место большому, теплому и пушистому ковру, на котором любят играть наши дети в игрушки, удобно расположенные на открытых полках стеллажей. Рациональное размещение игрушек, позволяет ребенку беспрепятственно выбирать, те из них, которые интересны малышу в данный период времени. А правильно подобранный игровой материал, в котором мы учли все основные эталоны: размер, цвет, форму, различные материалы, а также прочность, безопасность, надежность позволяет ребенку удовлетворить все свои желания.
В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, развитию психических процессов (пирамидки разных размеров, вкладыши, втулки, шнуровки, матрешки, сказки на магнитных досках). Все это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта.
Большое внимание в работе с малышами мы уделяем развитию речи. Для плодотворной работы в этом направлении организован уголок по речевому развитию, в котором есть игры по развитию речевого дыхания, по формированию слухового восприятия, по развитию мелкой моторики, а также различные виды театров.
Значимое место в группе занимает уголок двигательной активности. Машины, каталки, тележки, кит-качалка пользуются у детей большой популярностью. Они не только помогают организовать сюжетно-отобразительную игру, но и служат как дополнительное средство развития движений.
Горка - самое любимое детьми место в группе, там всегда шумно, весело и интересно. Ведь с горки можно прокатиться, а можно понаблюдать за птичками, дождиком, проезжающими машинами, так как она расположена у окна, можно подняться по разноцветным ступенькам и спуститься, повторяя цвета.
Сухой бассейн служит не только развлечением, он помогает деткам расслабиться, отдохнуть в нем, поиграть с разноцветными шариками.
Это хорошо влияет на нервную систему ребенка, создает хорошее настроение. Дети играют в бассейне как группой, так и по одиночке.
В книжном уголке, на стеллаже-витрине удобно расположились книжки. Уютный диванчик и небольшой стол позволяют малышам спокойно посидеть и полистать интересную книжку, с красочными иллюстрациями или послушать сказку, которую выразительно прочитает педагог.
Творческая деятельность берет начало в раннем возрасте. Музыка, литература способствует развитию творческих способностей, поэтому в группе есть музыкальный центр с набором тематических дисков (сказки, детские песни, подборка классической музыки) На стеллаже располагаются различные шумовые игрушки (барабаны, бубны, дудки, маракасы, погремушки, а также различные музыкальные игрушки, которые очень любят наши дети.
Иногда дети устают от общения со сверстниками и хотят уединения. Для этого в группе есть микро пространство - домик с окошками и дверью, которую можно закрыть и спокойно посидеть в мягком кресле, в полном уединении. Большая гусеница позволяет не только весело сидеть на своей спине, но и уединиться внутри, набрав любимые игрушки.
Интересно бывает выполнить роль взрослого, положив куклу в коляску выполнять роль мамы. Для этого в группе есть коляски, куклы разных размеров, одежда для кукол.
Большую роль в жизни детей нашей группы играет строительный материал. Различные по размеру, материалу,
форме и цвету расположены в открытом доступе на полках, в контейнерах. Дети строят с удовольствием и обыгрывают свои постройки: то это стол со стульями, то паровоз, то высокая башня.
Есть в группе и уголок физического развития в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для игр: мячи разных размеров, обручи, кольцебросы, ослики-прыгуны, большие фитболы, разнообразные массажные дорожки.
Для экспериментальной деятельности приобретено оборудование, позволяющее в более доступной форме познакомить детей с этим видом деятельности. Дети любят играть с водой и песком – это вызывает у них положительные эмоции.
Для развития продуктивной и творческой деятельности в группе есть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги, пальчиковые краски, восковые мелки, цветные карандаши, специальная масса для лепки).
Развивающая среда группы соответствует интересам всех детей. В создании игрового поля мы учли место для игр мальчиков (игры с двигателями, строительным материалом) и место для игр девочек (с куклами и сюжетными игрушками)
Таким образом, разнообразие игровой деятельности способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения и активной творческой деятельности.