Людмила Шульдешова
Правополушарное рисование как средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Новая государственная политика в области культуры призвана поменять приоритеты в нашей стране. Об этом заявил Владимир Путин на первом совместном заседании Госсовета и Совета по культуре.
По словам президента, больше внимания следует уделять просвещению, особенно духовному и творческому развитию детей, воспитанию патриотизма и созданию равных условий для творчества. А свобода творчества — одно из важных условий для развития культуры.
Публикация «Правополушарное рисование как средство развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Во время открытия в Кремле торжественной церемонии награждения государственными наградами деятелей науки, культуры, медицины и образования Владимир Путин так же заявил, что развитие творческого потенциала народа является задачей государственной важности.
Из этого следует, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления детей. И эффективность работы детского сада в данном направлении определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность дошкольника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью детского сада, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей дошкольников является важнейшей задачей современного детского сада. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей выступает одним из целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме специалистов дошкольной педагогики обоснованно и актуально.
Психологической основой творческой деятельности является воображение. Воображение – процесс активный, он направлен на решение стоящих перед ребенком задач. При этом сами задачи обладают определенной спецификой – их называют открытыми. Они не имеют однозначного решения и создают максимальную неопределенность ситуации. Включение воображения в решение познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов является гностическо – эвристической функцией воображения.
Проблема развития воображение не является новой, но, тем не менее, очень актуальна на сегодняшний день. Оно стало предметом изучения многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке. Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали, как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А. Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым. Проблемой развития детского воображения занимались также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.
Они подчеркивали, что воображение дает возможность человеку опережать развитие событий, предвидеть будущее и планировать его, видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить, что препятствует развитию «духовных потребителей - тунеядцев». Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека.
Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вот почему так важно нацеливать установки педагогической работы на развитие и упражнение воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.
В педагогической деятельности огромную роль играет изобразительная деятельность, так как в ней имеются большие возможности для развития воображения. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на инновационные методы рисования. А именно на метод правополушарного рисования. Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения изображаемого и техникам рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активизации правого полушария на творческих занятиях дошкольников, раскрытия потенциала каждого ребенка, создания оптимальных условий для обогащения личностного роста.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятия окружающей действительности, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок не обращая внимание на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Это способствует активному участию воображения в процессе создания рисунка.
Вот почему правополушарное рисование так полезно включать в работу с дошкольниками.
Целью использования правополушарного рисования в детском саду является активизация интереса к изобразительной деятельности, и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Техника правополушарного рисования включает в себя набор разных упражнений, которые позволяют настроиться на творчество и дают свободу рисовать детям и взрослымне думая, как «правильно», а просто включить свои способности и интуицию в процессе создания рисунка.
Работа по правополушарному рисованию в ДОО проходит поэтапно.
1. На первом этапе следует начинать работу с детьми с кинезиологических упражнений и упражнений, направленных на развитие межполушарных связей, которые нацелены на гармонизацию правого и левого полушария и их взаимодействия. Они проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Как правило, они уже доступныдетям среднего возраста.
Параллельно на этом этапе переходим к упражнениям, которые стимулируют работу правого полушария :
- рисование перевернутых изображений. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах.
- «зеркальное рисование»Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует в работу сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга;
- рисование воображаемых предметов. Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
- быстрое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или обьекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима.
2. На втором этапе работы начинается знакомство на практике с техникой правополушарного рисования. Сначаладети познают различные приемы изображения фона: горизонтальным, круговым, радужным, вертикальным и смешанным.
Для того, чтобы включить правое полушарие, фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, можно завязывать на кисть цветную ленту. А во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон.
Затем начинаем осваивать техники изображения самих предметов и обьектов правополушарного рисования. Таких техник достаточно много. Следует отметить, что большое внимание в нашем ДОО уделяется патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому мы с детьми стараемся освоить техники, в которых можем изобразить родной город, деревню, стога сена, деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони, кактусы, полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики и т. д., букет цветов к празднику, отражение в воде, животных родного края. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.
В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Не нужно говорить ребенку, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Так же нужно навязывать свои символы и свое видение. ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования.
Поэтому большое внимание в работе уделяется организации повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира во время пребывания ребенка в ДОО. В процессе любой деятельности необходимо развивать у детей умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, поэтому нужно учить детей замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Реализации задач по развитию творческих способностей и активности воображения средствами правополушарного рисования, предполагает организацию в группе зоны для художественной деятельности детей, в которой большое внимание уделяется разнообразию предоставляемых детям изобразительных материалов.
Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, подготовлены серии репродукций с картин художников, презентации, аудиотека с музыкой, книги для детей об искусстве.
Кроме того, используются такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствует формированию образов в сознании детей. Они возникают благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, эмоциям, которые тесно связаны с творческим воображением.
Согласно данным диагностики основанной на методике О. М. Дяченко и тестовой методике Е. Е. Кравцовой, можно отметить, что в конце работы по правополушарному рисованию практически у всех детей (88,8%) наблюдался высокий уровень воображения и креативности. Кроме того, произошли изменения в эмоционально - личностном развитии детей. У некоторых из них исчезли неуверенность и тревожность. Высокий уровень самовыражения отмечается во всех видах деятельности детей: познавательной, игровой, музыкальной, театрализованной. Сформированы способности к фантазированию и творческому решению задач.
Благодаря работе по данной методике, в группе были созданы альбомы рисунков на разные темы. («Времена года», «Пейзажи нашего края»). Так же организованны выставки детских работ, собран дидактический и методический материал для центра детского творчества.
В результате применения правополушарного рисования, можно сделать вывод, о том, что данный инновационный метод в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.
Знакомство с правополушарным рисованием оказало существенное влияние на развитие направленности процессов воображения у детей, их пластичность, формирование способности создавать сложные целостные изображения. Это позволило сказать об эффективности включения в практику работы педагогов ДОО метода правополушарного рисования.