людмила коровкина
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Этапы разработки:
1. Изучать теоретический материал по данной теме.
2. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.
3. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования. Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Волшебница вода», «Свойства снега», «Плавает-тонет», «Бумажные фантазии», «Свойства песка»
4. Создать картотеку опытов и экспериментов.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Октябрь
«Свойства песка»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок; развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; расширять словарный запас детей; воспитывать интерес к окружающему миру.
Опыт №1 «Почему не получился куличик»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Опыт №3. «Песок и земля»
Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).
Опыт № 5. «Из чего состоит песок»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Опыт № 6. «Движение песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ноябрь «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Опыт № 1 «Море»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Опыт № 2 «Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Опыт № 3 «Воздух есть везде»
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Опыт № 4 «Дети машут веером»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Опыт №5 «Иллюстрация песчаной пустыни».
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Опыт № 5 «Волны»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Декабрь «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Опыт № 2 «Вода прозрачная».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
Опыт №3 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт № 4 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Январь «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Опыт №1 «Бумага мнется»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Опыт № 2 «Бумага намокает»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Опыт № 3 «Бумага для рисования»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Февраль «Снег, какой он?»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 1 «Снеговик»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 2 «Мы снежинки»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 3 «Снег холодный и белый»
Цель: выявить свойства снега.
Март «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).
Опыт № 1 «Ледяная избушка»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед — это твердая вода, в тепле лед тает).
Опыт № 2 «Таяние льда в воде»
Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Опыт № 3 «Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
Опыт № 4 «Цветные бусы»
Цель: закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое
Апрель «Плавает-тонет»
Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Опыт № 1 «Мяч»
Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Опыт № 2 «Разноцветная вода»
Цель: закрепить свойства воды
Опыт № 3 «Плавает, тонет или растворяется»
Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.
Опыт № 4 «Что тяжелее?»
Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.
Май «Травка зеленеет, солнышко блестит».
Цель: показать значение воды в жизни растений
Опыт № 1 «Огород на окне»
Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
Опыт № 2 «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.
Опыт № 3 «Проращивание фасоли»
Цель: расширить представления детей о росте растений.
Июнь
Июль «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком.
Цель: показать значение света.
Опыт № 1 «Солнечные зайчики»
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.
Опыт № 2 «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Опыт №3 «Фонарик»
Цель: показать значение света.
Август «Угостим петушка и курочку зернышками»
Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.
Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»
Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.
Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»
Цель: сравнить свойства крупы.
Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.