Галия Курмакаева
Развитие мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей работе педагога — психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”
Уже несколько лет я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР. У детей отмечается разный уровень речевого развития: от отсутствия связной речи до развёрнутой речи с грубыми грамматическими и лексическими нарушениями. У воспитанников "страдает" не только речевое развитие, но и слабо развита мелкая моторика, наблюдается недостаточная координированность движений рук и пальцев.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев рук влияет на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие мышления, памяти, внимания.
Поэтому в своей работе, я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики рук у детей.
Итак, цель моей работы:развитие речи, творческого мышления и воображения у детей по средствам мелкой моторики рук.
Для достижения цели были намечены следующие задачи:
1. развивать мелкую моторику рук;
2. способствовать развитию речи, фантазии, мышления, а так же вниманию и
усидчивости;
3. развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием;
4. расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и чувственногоудовлетворения тем самым обеспечивать эмоциональное благополучие;
5. развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
В работе с детьми я применяю разные упражнения для развития моторики рук, стараюсь постоянно обновлять картотеку пальчиковых игр, т. к. дети быстро привыкают и их дальнейшее развитие притормаживается. Поэтому все время приходится внедрять в образовательный процесс. что то новое и интересное, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство в свою очередь способствует развитию познавательного интереса и как следствие расширению кругозора.
1. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики, является продуктивная деятельность рисование, аппликация, лепка, а также использую нетрадиционные техники рисования и лепки.
2. Еще одно из направлений в моей работе – это игры со счетными палочками, карандашами.
3. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», а также в песке, в воде (с закрытыми глазами).
4. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого или цветных карандашей. Трафареты я беру на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и так далее.
5. Дети раскладывают мелкие предметы: пуговицы, макароны. Сортировка бобов и крупы (пшена, гречки, риса).
6. Игры с мозаикой и другими мелкими предметами. Складывание мелких предметов.
7. Также систематически делаем массаж с помощью Су-Джок шарика. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
8. Прикрепление бельевых прищепок.
9. А вот такое упражнение можно выполнить с использованными листами бумаги. Как видите, смять бумагу не составляет труда, расправить двумя руками одновременно куда сложнее. Часто дети бросают один лист и двумя руками разглаживают второй.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретения навыков письма.
Я считаю, что ежедневное использование на занятиях упражнений на развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста полезно, эффективно. В перспективе планирую вместе с детьми продолжать осваивать новые упражнения на развитие мелкой моторики.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Конечно развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать. То и речь ребенка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе, много и активно общаться с ним, в быту вызывать его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук. Развитие функции рук и речевой функции человека должны идти параллельно и взаимосвязано.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Вопрос полноценного развития мелкой моторики рук очень важен. Особенно если учесть какую роль мелкая моторика играет для развития речи детей. Особенно детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в этом возрасте формируется активный словарь ребенка и кора головного мозга отвечающая за речевую функцию.
В семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. И взрослые, экономя свое время, лишают ребенка возможности больше работать руками. Не дожидаясь пока малыш самостоятельно зашнурует ботинки или застигнет пуговицы на куртке или рубашке, они одевают его сами. Очень часто родители покупают ботинки на «липучках» вместо рубашек – футболку. А ведь именно эти на первый взгляд простые упражнения оказывают влияния на развитие руки ребенка.