Эвелина Рогалева
I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Одна из наиболее актуальных задач в образовательной политике Российской Федерации - это модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.
Также действует Закон РФ «Об образовании (статья 9 п. 1) о предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам».
Публикация «I часть „Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой“» размещена в разделах
К дошкольному образованию требования отражены в Федеральных государственных стандартах. Разработан стандарт с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации (п1.2).
Стандарт направлен на решение задач:
-Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
-формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных качеств, приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры;
-формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущего читателя, культурно-образованного человека.
Одним из основных направлений развития и образования детей (образовательная область) является речевое развитие.
Которое способствует правильному овладению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря: развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества по средствам книжной культуры при восприятии на слух текстов различных жанров
детской литературы.
Дошкольный возраст-это важнейший этап развития речи и воспитание культурной личности. С раннего детства ребенок приобщается к книжной культуре социума. Многообразие книжной литературы, является носителем информации, средством общения, продукт художественного творчества, произведением искусства, предмет быта. Именно в дошкольном возрасте активируется мышление, правильно формируется речь, развивается интерес к книге.
Великие педагоги высказывались о роли книги в развитии и воспитании человека:
«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина).
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое». (В. А. Сухомлинский.)
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека». (В. Г. Белинский).
Книга необходима ребенку с рождения, она великий учитель и друг. Без нее немыслимо гармоничное развитие ребенка, потому, что она формирует ни только духовно-нравственное воспитание, знакомит с творчеством русских и зарубежных писателей, воспитывает у дошкольников бережное отношение к книгам, но и способствует формированию психологических процессов: память, творческое
воображение, логическое мышление, слуховое внимание.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, мобильные телефоны, айфоны и планшеты, компьютерные игры, невозможно направить дошкольника взять в руки книгу.
В связи с этим замедлилось вхождение дошкольников в книжную
культуру, значительно снизился интерес к детской литературе.
Увеличился процент детей дошкольного возраста с недостатками речи и бедностью словаря.
Именно поэтому актуальностью является, формирование общей культуры личности дошкольников, ведь дошкольник является своеобразным читателем.
Анализ недостатков в результатах показали:
-дети недостаточно проявляют интерес к детским книгам, в ситуации выбора дошкольники предпочтут взять игрушки, дидактические игры, развивающие игры, конструкторы, компьютерные игры;
-культура обращения не соответствует правилам обращения с книгой (рвут, бросают, берут книги грязными руками, рисуют на книгах, вырывают
страницы;
-в сюжетно - ролевых играх не отражают интереса к играм: «Библиотека», «Книжный магазин»;
-не задумываются над содержанием прочитанных произведений (На-учно-познавательного характера (детские энциклопедии, Этической литературой (повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему
моральных ценностей)
- сказочно-фантастической
- приключенческой,
- художественно-исторической,
-не определяют жанры детской литературы, не способны называть писателей, поэтов, сказочников;
-насыщенность игровых центров («Библиотека» и «Книжный магазин») не соответствует интересам детей (не хватает атрибутов и разных видов детской красочной литературы, иллюстраций по произведениям);
-дети не могу самоорганизовать сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий в «Библиотеку», «Книжный магазин»;
-не способны договариваться о последовательности совместных действий в сюжетно-ролевых играх.
Анализ недостатков в основном процессе показал:
Педагоги не компетентны в выборе методов и форм работы по формированию у дошкольников интереса к книжной культуре, составление календарного плана не соответствует тематике, в подборе методического пособия, видов детской литературы, иллюстраций к произведениям.
-система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой находится на низком уровне (не достаточно правильно используются методы (словесные, наглядные, формы и средства по ознакомлению дошкольников с книжной культурой);
-работа по ознакомлению дошкольников с видами детской литературы проводится не регулярно
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности показал:
-при тематическом и перспективном планировании не планируются темы: «Книга - лучший друг», «Как рождается книга», «С книгами знаться,
ума набраться»
- Нет совокупности взаимосвязанных средств (интерактивного и мультимедийного пособия во время образовательной и игровой
деятельности, дидактического пособия в свободной деятельности,
индивидуальной, методов при ознакомлении с видами детской литературы
-словесных: беседа «Книги плохие и хорошие», рассказывание о прочитанном произведении; «Н. Носов «Фантазеры», М. Пришвин «Золотой луг», чтение разных жанров книг; сказки «Ш. Перро «Кот в сапогах», басни Л. Н. Толстого «Косточка» и д. р.,
-наглядных: рассматривание репродукций, картин, иллюстраций к
произведениям, открыток, мультимедийного пособия, наблюдения; репродуктивных методов в свободной, игровой и образовательной деятельности: т. д. необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование у дошкольников интереса к книжной культуре;
-недостаточное методическое (программ и методической литературы и информационное оснащение дошкольного учреждения, необходимое для процесса внедрения ФГОС по ознакомлению дошкольников с видами детской художественной литературы;
- неготовность педагогических кадров к работе с интерактивными средствами и мультимедийными пособиями;
-недостаточная подготовленность педагогов к использованию новых форм организации образовательной деятельности детей по ознакомлению с книгой :
Противоречие обусловлено:
- важностью ознакомления дошкольников с книжной культурой;
-неготовностью кадров к использованию новых форм в образовательной деятельности.