Олеся Акпарова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – один из значимых и важных отрезков жизни ребенка. Это связано с тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Из этого противоречия рождается и развивается сюжетно - ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Анализируя различные источники литературы, мы выделили одни из основных по содержанию определений понятия «сюжетно – ролевая игра».
Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. д.
Сюжетно – ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Характерной чертой сюжетно – ролевой игры является увлеченность детей, эмоциональность, насыщенность, самостоятельность, активность и творчество.
Таким образом, можно отметить, что сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.
Рассмотрим особенности развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее значимой особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что здесь углубляется интерес к труду взрослых, их результатам, а также возникновение чувства восхищения поступками людей, желание подражать им.
Сюжетно – ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характерны игры с героическим сюжетом.
Отметим, что детям старшего дошкольного возраста свойственно играть свою роль с большей выдумкой, изобразительностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например, создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.
Таким образом, мы видим, что сюжетно-ролевые игры могут применяться в качестве ведущего педагогического средства и способствовать эффективности процесса воспитания и развития старших дошкольников.
Каково же влияние сюжетно – ролевой игры на воспитание этики межкультурного общения среди детей?
По ходу становления сюжетно–ролевой игры у детей 5-6 лет развивается мотивация общения. В процессе усложнения игры увеличивается состав ее участников, значительно возрастает и продолжительность существания игровых объединений.
Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.
А. П. Усова отмечала, что такая группа может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересам детей друг к другу. Может быть, и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который устраивает большинство детей. Так же возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности общения с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Такие игрые группы, отмечает А. П. Уса, возникающие на осне личного интереса, может быть, самое интересное явление в детской жизни.
В общении детей старшего дошкольного возраста, постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п.
Рассматривая процесс воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр, нам необходимо отметить, что педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства воспитания этики межнационального общения старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр :
-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых, этнических отношений, принятых в обществе;
-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков культуры общения, знания традиций, обычай различных народов;
-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, толерантность, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в многонациональной стране.
-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений.
Эффективность воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается :
-целевым конструированием национально - ориентированного содержания сюжетно - ролевых игр, которое способствует развитию межнациональных и духовных связях разных народов, соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
-педагогическим обеспечением межнационального общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с окружающими;
-созданием среды, способствующей активизации полученного опыта старших дошкольников.
Воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.
Для более успешного воспитания этики межнационального общения в процессе сюжетно – ролевой игре, необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с ролями и сюжетами игры.
Особой задачей перед педагогом является не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, сформировать у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов.
Педагог, в процессе своей деятельности, должен соблюдать основные принципы при воспитании этики межнационального общения.
1. Принцип "этнической индифферентности", то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.
4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.
5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек.
6. Один из важнейших аспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек - это важнейший элемент культуры межнационального общения.
Необходимо отметить, что закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.
Нельзя не согласиться с утверждениями Д. Б. Эльконина, он считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений".
По данным исследования Н. В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации, где действующими лицами являются сами дети.
В целях ознакомления детей с культурой разных народов, населяющих нашу страну, педагоги дошкольных учреждений в процессе организации сюжетно – ролевой игры в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Таковым является утверждение М. И. Богомоловой, которая считает, что воспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла [3, стр. 80].
Рассматривая перечень сюжетно – ролевых игр, влияющих на воспитание у детей старшего дошкольного возраста этики межнационального общения, мы можем предложить следующую картотеку: «Магазин», «У врача», «Доктор», «Моряки», «Кругосветное путешествие», «Мы жители планеты Земля», «Школа», «Детский сад», «Семья».
Подводя итог к выше изложенному, отметим, что сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которой присущи оснные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно – ролевая игра является одним из главных средств воспитания этики межнационального общения у старших дошкольников.
Также эффективными средствами воспитания этики межнационального общения у старших дошкольников являются : традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы.