Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Раисия Гаффорова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру

Существуют основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой :

• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды).

• Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.).

Этапы сюжетно-ролевои игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои деиствия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровои ситуации. Полученный эмоциональныи опыт в ходе взаимодействия и является главнои целью сюжетно-ролевои игры.

Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Я хочу вам представить опыт и результат моей работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель:

формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, был подобран диагностический материал.

С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено первичное обследование.

Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных показателей:

• социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (Романов А. А).

• проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А. И.).

• отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Калинина Р. Р)

Анализ высказываний детей показал следующее : в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) - статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения : «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 7 детей (58%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Среди популярных детей в коллективе выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает»

Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.

Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.

Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.

Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.

I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.

II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.

IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.

Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.

С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.

В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.

Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры», «Производственные игры», «Общественные игры».

Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Между детьми были распределены игровые роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учительница, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.

Итог подводился по методике Т. А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

По результатам проведенной работы и обследования могу сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

Я считаю, что сюжетно – ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры В жизни ребёнка игра занимает ведущее место, она является основным видом деятельности для него. Играя, малыш познаёт окружающий мир. Через.

Сюжетно-ролевая игра по обучению ПДД для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра по обучению ПДД для детей старшего дошкольного возраста Фоторепортаж: С самого раннего возраста нужно учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.

Игра как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Видео Презентация на тему: "игра, как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста" Презентацию подготовила.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста» Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы: Сюжетно – ролевые Игры с правилами Сюжетно – ролевые игры Игры на.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье с Золушкой» с элементами математики для старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Ателье с Золушкой» с элементами математики (для старшего дошкольного возраста) Программные задачи: Развивать и обогащать.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте. Смагина А. С. ,Метелева К. И. МБДОУ «Детский сад.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст –.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарно-охранная служба «Щит» для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Набиуллина Е. А. Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июля 2015 в 16:11
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Раисия Гаффорова (УИ 123794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД