Любовь Панкова
Конспект ОД «По следам осени» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности
«По следам осени»
Воспитатель: Панкова Л. Н.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект ОД „По следам осени“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход ОД:
Вводная часть
Воспитатель (звенит колокольчиком)
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(Неожиданно влетает шарик, ни нитке письмо (написанное лимонным соком).
Воспитатель – ловит шарик, удивляется: Ух ты, что это?
Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
Воспитатель: Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)
Воспитатель: А разве бывают такие письма?
Ответ детей: Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель: А как же узнать, что в нем написано? (Ответы детей)
Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель: Давайте проверим? (Ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись и рисунок (СУНДУК).
Воспитатель: Посмотрите проявляется что-то. Что это? (Ответ детей)
Воспитатель: Оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
(Создание проблемной ситуации.)
Основная часть
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Воспитатель: Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Воспитатель (читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей: пойдем искать доказательства.
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-День короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад;
-Небо серое, хмурое;
-Часто идут дожди;
-Перелетные птицы улетают на юг;
-Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- Люди надевают демисезонную одежду;
-Собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
3. А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
4. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку)
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку)
Дети называют поговорки осени :
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи, (Дети встают на носочки, поднимают вверх, перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий. (Прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
Воспитатель: Ребята, проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали? А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Ответы детей: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель (проблемный вопрос) : А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
Воспитатель: Ребята, а чтоб всё это узнать, я предлагаю вам отправится в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Ответ детей: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.
А для того, чтобы лучше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 «Строения листа с помощью лупы.»
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые)
Исследование №3. «Пробковый слой»
Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (Да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
(Волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек с папьемаше.
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель: Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками? Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
(дети раскрашивают папьемаше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогали? Почему сумели помочь?
Воспитатель: Что нового вы узнали?
(Зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки).