ГАПЕЕВА ТАМАРА
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Совершенствование навыка счета на слух. Формирование навыка счета двойками. Совершенствование навыка распознавания объемных геометрических фигур – куба, шара, цилиндра, конуса – и сооружения построек из них по заданной схеме, навыка измерения ширины тел с помощью условной мерки, временных представлений (дни недели, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, пальцевой моторики.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: Магнитная доска, ИКТ, мультимедийная доска, схема постройки дамбы, строительный конструктор, плоскостные изображения дерева, грибов, зверей, следов. Мерки из бумаги в клетку, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей.
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Ежик», выполнение измерений с помощью мерки из бумаги в клетку в совместной деятельности. Упражнение в написании цифры 1 в воздухе, на подносах с манной крупой, песком, на магнитной доске.
1. Организационный момент. Отгадывание загадки. Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие мыслительной и речевой деятельности.
(Воспитатель сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске).
Воспитатель: Ребята сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в осенний лес, где мы познакомимся с жизнью диких животных и как они готовятся к зимовке. Скажите ребята, а на чем можно путешествовать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А я предлагаю совершить путешествие, вот послушайте на чем. (загадывает загадку)
С теплым воздухом шар,
А по ним корзинка
Под ногами земля
Словно на картинке
(воздушный шар)
Воспитатель: вы согласны путешествовать на нем.
Дети: да
Воспитатель: Пройдите в корзину и займите свои места и начинаем обратный отсчет 10;9;8;7;6;5;4;3;2;1;0.
Воспитатель: Ребята, а шар какой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о жизни диких животных осенью. И для начала я хочу загадать вам загадку.
Как вы думаете, о ком она?
Он живет вблизи воды,
Строит дамбы и мосты.
Догадаться вам пора.
Речь веду я про…
Дети: Бобра
2. Игра «Строим дамбу» Совершенствование навыка пользования объемных геометрических фигур- куба, шара, цилиндра, конуса- и сооружении построек из них по заданной схеме.
(Воспитатель помещает на магнитную доску схему постройки дамбы)
Воспитатель: вот такую дамбу построили на реке бобры. рассмотрите ее и расскажите, из каких фигур она построена.
(Дети рассматривают схему)
Ответы детей : Бобры построили дамбу из четырех цилиндров и четырех конусов которые они поставили на цилиндры. По бокам они поставили друг на друга по четыре кубика.
Воспитатель: Пройдите в центр конструирования и постройте такую же дамбу.
(Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работы)
3. Игра «Белкины запасы» Формирование навыка счета двойками.
Воспитатель:
По деревьям скачет ловко
И на ветках заготовки
Поразвесила хозяйка.
Кто же это? Угадай -ка.
Дети: Это белка
(Воспитатель помещает на верхнюю ветку плоскостные изображения двух грибов и ставит перед контейнер с плоскостными изображениями грибов.)
Воспитатель: Повесьте на ветку внизу слева на два гриба больше, чем на верхней ветке.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько грибов на этой ветке?
Дети: На этой ветке 4 грибов.
Воспитатель: Повесьте на ветку чуть ниже справа еще на два гриба больше, чем на ветке слева.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько грибов на этой ветке?
Дети: На этой ветке 6 грибов.
Воспитатель: Повесьте на самую нижнюю ветку слева еще на два гриба больше, чем на ветке справа.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько грибов на этой ветке?
Дети: На этой ветке 8 грибов.
Воспитатель: Повесьте на нижнюю ветку справа еще на 2 гриба больше чем на ветке слева.
Воспитатель: Сколько грибов на этой ветке?
Дети: На этой ветке 10 грибов.
Воспитатель: Как мы получали каждое последующее число в этой игре?
Дети: Мы прибавляли два к предыдущему числу.
Воспитатель: Назовите количество грибов на ветках в том порядке, в каком вы их вешали.
Дети: Два, четыре, шесть, восемь, десять.
Воспитатель: Повторите этот ряд чисел еще раз.
Дети: Два, четыре, шесть, восемь, десять.
Воспитатель: Отлично! Вы очень хорошо считаете двойками.
4. Игра «Мишкина неделя» Совершенствование временных представлений (дни недели)
Воспитатель: К зиме готовятся не только бобры и белка. Медведь отъедается, чтобы залечь в спячку. Послушайте стихотворение об этом.
В понедельник спозаранку,
Вышел мишка на полянку,
Пожевал лесной малинки,
Потоптался на тропинке.
А во вторник на рыбалку,
Мишка вышел вперевалку.
И на озере лесном
Был изловлен мишкой сом.
В среду был медведь у пчёл,
Сладкоежка не учёл,
Что за мё д заплатит слишком:
Был покусан глупый мишка.
Ничему не научился,
И в четверг он провинился.
Муравейник им разрушен,
А медведь опять укушен.
В пятницу у рыбака,
Был обед из судака.
А в субботу- из ершей,
Конопатых малышей.
В воскресенье понемногу
Утеплил медведь берлогу
И улёгся крепко спать
На дубовую кровать.
Вспомните. Как медведь готовится к зиме, что он делал каждый день недели? Вам помогут картинки.
Дети: В понедельник он ел малину, во вторник поймал сома,, в среду лакомился медом, а в четверг- муравьями, в пятницу поймал судака, в субботу- ершей, а в воскресенье он улегся спать.
5. Работа в тетради. Упражнение «Помоги ежу» Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Профилактика нарушений письменной речи.
(Воспитатель приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и наборы цветных карандашей).
Воспитатель: Откройте тетради. В спячку впадает не только медведь но и еж. Помогите ежу найти дорогу к норе. Обведите путь ежа зеленым карандашом.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Расскажите, какие препятствия встретил по дороге ежик
1 ребенок: Сначала на дороге была лужа. Из лужи выглядывала лягушка.
2 ребенок: Потом на дороге была куча еловых шишек. Их бросала с дерева белка.
3 ребенок: Потом дорогу перерыл крот. Он выкопал глубокую яму.
Воспитатель: Где же нарисована норка ежа?
4 ребенок: Норка нарисована в левом верхнем углу.
Воспитатель: Вы правильно нарисовали маршрут ежа и помогли ему добраться до норки, а теперь раскрасьте того, кто нарисован в левом нижнем углу.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Кого вы раскрасили?
Дети: Мы раскрасили белку.
Воспитатель: Правильно. Теперь раскрасьте того кто нарисован посередине.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Кого вы раскрасили?
Дети: Мы раскрасили лягушку.
Воспитатель: Правильно. Теперь раскрасьте того кто нарисован в правом нижнем углу.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Кого вы раскрасили?
Дети: Мы раскрасили ежа
Воспитатель: Правильно. Теперь раскрасьте того кто нарисован в правом верхнем углу.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Кого вы раскрасили?
Дети: Мы раскрасили крота
Воспитатель: Теперь задание в нижней части страницы. Обведите по точкам цифру «один» в трех клетках среднего ряда.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь напишите такие же цифры в клетках среднего ряда через одну.
(Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу и собирает тетради.)
6. Подвижная игра «Ежик» Развитие общей моторики, координации речи с движением.
(Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, предлагает встать вкруг и сделать знакомое упражнение.
Желтых листьев целый ворох,
Ветра нет, а в листьях шорох. (Ребенок сидит на корточках,
выполняет взмахи руками вправо - влево.)
Это еж, почуяв осень,
На иголках их уносит.
(Передвигается по кругу на корточках.)
Хорошо, что он колючий, -
(Встает, выполняет прыжки на носочках.)
Сам теперь как листьев куча!
(Руки держит на поясе.)
Нужно листьями скорей
Спальню выстилать в норе.
(Опять приседает и выполняет взмахи руками.)
Е. Стюарт.
7. Игра «На водопой» Совершенствование навыка счета на слух.
(Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и рассказывает стихотворение, иллюстрируя его)
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, какие звери и в каком порядке шли на водопой.
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой - лосихой топал лосенок,
За мамой- лисицей крался лисёнок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой- медведицей шёл медвежонок,
Последним за мамой скакал серый зайка
Скорей по порядку зверей называй-ка!
Дети: Первая лосиха, второй лосенок, третья лисица, четвёртый лисёнок, пятая ежиха, шестой ежонок, седьмая медведица, восьмой медвежонок, девятая зайчиха, десятый зайчонок.
Воспитатель: Молодцы! Кто шел третьим по счету?
Дети: Третьей шла лисица.
Воспитатель: Кто шел седьмым по счету?
Дети: Седьмой шла медведица
Воспитатель: Кто же шел пятым по счету?
Дети: Пятой шла ежиха.
Воспитатель: Все верно. Вы очень хорошо считаете.
8. Игра «На лесной дорожке» Совершенствование навыка измерения ширины тел с помощью условной мерки.
Воспитатель: Вчера я была в лесу и увидела на дорожке следы лесных зверей. Я сделала копии этих следов и предлагаю вам угадать, кому они принадлежат, и сравнить их по ширине.
(Дети с воспитателем рассматривают плоскостные изображения следов. Воспитатель помогает детям определить, каким зверям они принадлежат).
Воспитатель: Постарайтесь расположить следы от самого узкого до самого широкого.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы расположили следы в ряд, измерив их ширину меркой из бумаги в клетку. У белки и зайца следы задних и передних лап разные. Мы будем измерять только ширину задних лап.
(Дети выполняют задание)
Дети: Ширина следа белки – четыре клетки, ширина следа зайца –пять клеток, ширина следа лисы – шесть клеток ширина следа волка – восемь клеток, ширина следа медведя – десять клеток.
Воспитатель: Отлично! Вы правильно расположили следы в ряд от самого узкого до самого широкого и верно выполнили измерения.
Ребята наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Пройдите в корзину и займите свои места и начинаем обратный отсчет 10;9;8;7;6;5;4;3;2;1;0.
9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Воспитатель организует беседу с детьми)
Воспитатель: Чему вы учились на сегодняшнем занятии? Что вам понравилось делать?
Дети: Мы учились строить дамбу по схеме, измерять следы зверей меркой из бумаги в клетку, помогали ежу добраться до норы.
Воспитатель: И были внимательными и сообразительными. Я вами горжусь!