Галина Фомина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «По следам осени».
Образовательные области : познание и экспериментально-исследовательская деятельность.
Цель: Расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Развивающие:
• развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл);
• закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Воспитательные:
• воспитывать любознательность;
• умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал:
Ноутбук, видеообращение осени, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями, белая ткань, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и пословиц об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала.
Методы и приемы: решение проблемной ситуации, наглядный, практическая деятельность детей, словесные, дидактические игры; использование художественной литературы.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход НОД:
Звонок, дети подходят к ноутбуку, там видео с обращением от осени.
- Осень : Дорогие ребята! Я только недавно была у вас на празднике осени, а сегодня меня встретила зима, и говорит, что осень закончилась, и зима уже наступила. Я не знаю, что делать? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, мне уже пора уходить или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей – поможем Осени.
Воспитатель: Ребята, а где можно узнать какое сейчас время года?
Ответ детей - на календаре природы.
Воспитатель вместе с детьми подходит к календарю природы. Воспитатель: Какое сегодня число, месяц, время года?
Дети: 23 ноября. Осень
Воспитатель: Какие месяца осени вы знаете?
Дети - осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время краснеет рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: А какие приметы осени, которые определяют время года?
-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети - дождь, снег, туман.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете, которые определяют погоду? Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет,
а низко - так мало снега будет.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: Ребята, а пословицы про осень вы знаете?
Дети называют поговорки осени :
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- В ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель: - А вы молодцы, ребята, много знаете примет осени.
- А хотите поиграть в игру: «С какого дерева листок»?
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребенок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново.
Проблемный вопрос:
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Воспитатель - Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: (На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Исследование №4 «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: - Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Исследование №5. Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух, в какой сухие, а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель: Ребята, если вам было интересно сегодня, то возьмите себе листья красного цвета, а если считаете что не очень, возьмите листья зелёного цвета.
Что вам больше всего понравилось?
- А, что вас заинтересовало?
- Что нового узнали?
Ответы детей. Дети высказывают свои предложения.