Крымова Инна
Конспект НОД «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.
Задачи:
• Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
• Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба; показать значимость сельскохозяйственной техники.
Публикация «Конспект НОД „Хлеб — всему голова“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
• Расширять и активизировать словарь по теме «Хлеб».
• Упражнять в образовании родственных слов.
• Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.
• Совершенствовать системы обследовательских действий, грамматический строй речи.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Оборудование: мяч, игрушка «Незнайка» для сюрпризного момента, колоски пшеницы, колоски ржи, хлеб ржаной, хлеб белый, мука, хлебобулочные изделия; серия картинок по выращиванию хлеба.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснения и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, вкусу; участие в выставке детских работ по рисованию и лепке
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем
говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Дети: Это- хлеб.
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Что это – хлеб, помогли догадаться слова: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас, знает пословицы о хлебе?
1-й ребё нок: Плох обед, коли хлеба нет.
2-й ребё нок: Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
3-й ребё нок: Не пролил семи потов – вот и хлеб ни готов.
4-й ребё нок: Ешь пироги, хлеб береги.
5-й ребё нок: Калач приестся, а хлеб никогда.
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц о хлебе.
1, 2, 3, 4, 5- становитесь в круг играть!
Дети передают игрушку и желают друг другу доброго дня. Далее проводится игра на образование родственных слов к слову "хлеб".
Воспитатель: Мяч мне быстро возвращай и словечко называет. Назови хлеб ласково.
Ребё нок: Хлебушек.
Воспитатель: Крошки хлеба, какие?
Ребё нок: Хлебные.
Воспитатель: Квас из хлеба как называется?
Ребё нок: Хлебный.
Педагог: Кто выращивает хлеб?
Ребё нок: Хлебороб.
Воспитатель: Прибор для резки хлеба?
Ребё нок: Хлеборезка.
Воспитатель: Посуда для хлеба?
Ребё нок: Хлебница.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Ребё нок: Хлебопек.
Воспитатель: Назови завод, где выпекают хлеб?
Ребё нок: Хлебозавод.
Воспитатель: Как называются изделия из теста?
Ребё нок: Хлебобулочные изделия
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо играли. Ой, мне кажется, что кто-то стучится в дверь. Подойду, посмотрю, а вы меня подождите здесь.
Воспитатель подходит к двери и смотрит, а за дверью приготовлена игрушка Незнайки (можно задействовать кого-то из детей другой группы переодетого в костюм Незнайки).
Воспитатель: Дети, представляете, к нам в детский сад пришёл Незнайка.
Незнайку заносит воспитатель, если это ребёнок из другой группы, то он входит в помещение группы вместе с воспитателем.
Незнайка. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все.
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка. А чем вы тут занимаетесь?
Воспитатель. Мы говорим с детьми о хлебе и собираемся отправиться в путешествие, чтоб посмотреть, откуда хлеб появляется на нашем столе?
Незнайка. Откуда, откуда из магазина или из булочной.
Воспитатель. А в магазине или в булочной откуда?
Незнайка. Это надо подумать.
Воспитатель. Незнайка, а может вместе с нами совершишь небольшое путешествие, и узнаешь, откуда хлеб появляется на нашем столе?
Незнайка. Да, было бы интересно узнать.
Воспитатель. А на чём мы поедем?
Дети. Давайте на автобусе.
Воспитатель. Тогда занимайте места в автобусе. А чтобы вы не забыли всё то, что мы увидим во время путешествия и Незнайка мог рассказать своим друзьям, что интересного он увидел, и узнал мы возьмём с собой видеокамеру и снимем фильм.
Воспитатель, дети и Незнайка садятся на приготовленные стульчики и имитируют поездку на автобусе.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами приехали?
Дети: Мы приехали на поле.
Воспитатель: Что видим там?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно.
Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле?
Дети: Сеют зерна.
Воспитатель: А что нужно, чтобы зерна проросли?
Дети: Чтобы зё рна проросли нужно: солнце, вода, удобрения.
Игра-релаксация "Зернышки"
Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю
Дети и Незнайка (если ребёнок) садятся на ковре.
Воспитатель: Лежит зернышко в земле - темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток.
(Дети поднимают руки вверх)
Пробил росток землю и потянулся к солнышку.
(Дети встают)
Качается на ветру, тянется. Прошло время - росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку.
(Почувствуйте напряжение в руках)
Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
(Расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол)
Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски.
(Улыбнитесь друг другу)
Далее дети и Незнайка (если ребёнок) выполняют мимические упражнения.
Воспитатель: А теперь покажите колоски-толстячки, а теперь колоски-худышки. Какие замечательные колоски у нас выросли.
Воспитатель: Из колоска ржи, какой хлеб пекут?
Дети: Из колосков ржи пекут хлеб ржаной, черный.
Воспитатель: Из колоска пшеницы, какой хлеб пекут?
Дети: Из колосков пшеницы пекут хлеб пшеничный, белый.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку - что на ней изображено?
Дети: Самолет распыляет удобрения по полю.
Воспитатель: Созрели наши колоски. Посмотрите что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят!
Дети: Это колос.
Воспитатель обращает внимание на приготовленные колоски.
Воспитатель: Ребята, подойдите и возьмите себе по колоску, Незнайка ты тоже возьми себе колосок. Рассмотрите, какие они?
Далее дети и Незнайка (если ребёнок, если кукла, то тогда воспитатель делает совместно с игрушкой обследовательские действия.
Дети: Колоски пузатые, колючие, имеют много зернышек.
Воспитатель: А что дальше делают с колосками?
Дети: Достают зерна, молотят. Это делает специальная машина. Она называется комбайн.
Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать? А зачем зерна достают?
Дети: Чтобы сделать муку.
Незнайка: А как делают муку из зерна? Его режут, варят или что делают, чтоб мука получилась?
Воспитатель. А чтоб узнать, как из зерна появляется мука, мы отправимся с вами на завод, где зерна превращают в муку.
Воспитатель подводит детей к серии сюжетных картинок, где изображена последовательность изготовления муки. После рассматривания картинок педагог предлагает детям и Незнайке (если ребёнок) произвести обследовательские действия с мукой заранее приготовленной.
Воспитатель: Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус? Какая она?
Дети: Мука белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная.
Воспитатель: А из муки что делают?
1-й ребё нок: Из муки замешивают тесто и пекут хлеб.
Воспитатель: А какие еще из теста вы знаете хлебобулочные изделия?
Дети: Из теста ещё пекут пряники, печенье, торты.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете хлебобулочных изделий. Ребята, нам с вами пора возвращаться в нашу группу. А на чем мы поедем обратно? Давайте полетим на самолете?
В самолет детишки сели,
Самолеты полетели.
Полетели, покружились
На площадку приземлились.
Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился у нас на столе. Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке почему "Хлеб - это наше богатство", и его надо беречь.
Высказывания детей.
Воспитатель: Правильно, очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Хлеб создан руками человека-от зернышка, до хрустящей корочки.
Незнайка: Ребята, спасибо за интересное путешествие, теперь я знаю, как хлеб появился у нас на столе и обязательно расскажу своим друзьям и покажу фильм, который мы с вами сняли во время путешествия.
Незнайка прощается с детьми и уходит, а воспитатель приглашает детей на чаепитие с хлебобулочными изделиями.