Татьяна Ярцева
Работа над деформированным текстом. Конспект логопедического занятия «Первые вестники весны»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Первые вестники весны».Работа над деформированным текстом.
Цель:
• поиск способов решения поставленной цели и задач, действий ребёнка;
• контроль (самоконтроль, контроль со стороны учителя- логопеда);
• оценка (самооценка, оценка учителя-логопеда).
Задачи:
• предметно-информационные:
- формируем первоначальные знания о тексте-повествовании;
деятельностно-коммуникативные:
-учимся работать с разными источниками информации;
Публикация «Работа над деформированным текстом, Конспект логопедического занятия „Первые вестники весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности;
-мотивируем деятельность воспитанника на объяснение последовательности событий,совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность;
• ценностно-ориентационные:
- воспитываем качества личности: умение работать с карточками,адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор, развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
• Оборудование: подборка музыкального сопровождения занятия, карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы по теме «Первые вестники весны», рабочая тетрадь, ручка, панно «Поляна цветов»,картинки с изображением первоцветов.
Ход занятия
Организационный момент.
Никуда мы не спешим,
А красиво говорим,
И что сможем мы сказать,
Нужно будет написать
Упражнения в развитии психических функций.
1. Упражнение «Исключи лишнее»
- воробей, ласточка, скворец, грач;
- распускаются, цветут, увядают, набухают;
- ослепительное, ласковое, низкое, теплое;
- подснежник, одуванчик, ромашка, мать-и-мачеха.
2) игра «Повтори за мной»
- тает-оседает-темнеет-сходит (что это)
- пригревает-припекает-греет (что это)
- журчит-бурлит-бежит-звенит (что это)
-зеленеет-пробивается-растет (что это)
- набухают-лопаются-раскрываются (что это)
- прилетают-кричат-вьют-поют (кто это)
- Как вы думаете, есть что-то общее в выполненных заданиях? (Слова о весне).
Сообщение темы занятия.
Учитель-логопед : Сегодня мы будем говорить, а вот о чем?- ты узнаешьпослушав отрывок из стихотворения.
Эти скромные цветы
Необычайной красоты
В лесу первыми цветут,
О Весне нам весть несут!
Головки к солнцу повернули
И нам приветливо кивнули:
"Смотри! Уже растаял снег!
Тебя - с Весною, Человек!"
Учитель-логопед : каким цветам автор посвятил эти прекрасные строки?
Ребё нок: первоцветам.
Учитель-логопед : Об этих замечательныхцветах мы и будем говорить, но не только говорить, но и поработаем письменно.
Приход весны природное явление, к которому неравнодушны все – от мала до велика. И, наверное, самое волнующее событие пробуждения природы – появление первоцветов.
Эти чудо растения распускаются прямо на глазах: еще кое-где лежит снег, степь укрыта прошлогодней травой, а на пригорках подставляют весеннему солнцу свои нежные головки первоцветы.
Работа по теме
Беседа о первоцветах
Учитель-логопед : Первоцветы- замечательные цветы. Скажи, а как можно их охарактеризовать?
Ребё нок: Долгожданные, ранние, смелые, красивые, восхитительные, замечательные, яркие и, как в стихотворении говорится, скромные.
Учитель-логопед : Чем обусловлено раннее появление первоцветов?
Ребё нок: Раннее появление первоцветов в лесу объясняется тем, что в начале весны, как правило, листьев на деревьях нет и травянистые первоцветы получают достаточное количество солнечного света, а также после схода снега земля насыщена влагой, питание они получают из своих собственных кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.
Учитель-логопед : А какой очень хорошо знакомый тебе цветок говорит о наступлении весны?
Ребё нок:Подснежник — один из ранних цветков, говорящих о наступлении весны.
Учитель-логопед : А сколько стихотворений ему посвящено! Но есть у него и свой праздник. Когда же празднуют День подснежника в 2022 году?
Ребё нок читает: Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается праздник - День подснежника. Он был учрежден в Великобритании в 1984 году. Этот праздник стал любим и популярен и в других странах. Существует такое старинное английское поверье, которое гласит, что подснежники, посаженные вокруг дома, уберегут его жителей от злых духов. Первоцветы украшают многие городские клумбы, а их разведению в Соединенном Королевстве уделяется столько же внимания, сколько, например, разведению тюльпанов в Голландии.
Учитель-логопед : Что интересного и нового для себя ты узнал из прочитанного.
Ребё нок: Для меня было очень интересно узнать, что у подснежника есть свой праздник – 19 апреля.
Учитель-логопед : В этот день предлагаю отправиться в путешествие по тропинкам экологической сказки «Первые вестники весны». А нашим проводником будет Шмель, который проснулся в своем теплом гнездышке.
Учитель-логопед : Весна открывается ключиками – такими прекрасными и полезными цветами, которые распускаются, как и другие подснежники, самыми первыми. Цветки у баранчиков - ключиков желтые, яркие. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков. Вот этими самыми ключиками весна и открывает двери солнцу и теплу.
Учитель-логопед : А это что за чудесный цветок? Мы узнаем, отгадав загадку.
И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку
Ребё нок:Это «Мать-и мачеха».
Учитель-логопед : Мать-и-мачеха -это действительно чудесный необычный загадочный цветок. Шмель приготовил тебе задание:
«Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений».
У мать и мачехи нет листьев жизнь мать-и-мачехи весной начинается прямо с цветения а листочки появятся значительно позднее когда цветочки уже отцветут каждый лист будет крупный широкий, как ладонь сверху эти листья гладкие и холодные а снизу - мягкие и теплыеприложишь такой листок нижней стороной к щеке и покажется тебе что к щеке прикоснулись руки матери а приложишь листок другой холодной стороной, и станет тебе неприятно вот почему у этого растения и название такое – мать-и-мачехой любопытный необычный цветок!
Учитель –логопед. А сейчас я предлагаю отправиться в любимое место шмеля недалеко в роще, там его кафе под названием «Цветофор» или «Хамелион». Там шмель всех насекомых угощает медом. Обрати внимание: на пестрое растение с яркими цветами разных оттенков рядом с кафе. Это и объясняет значение названия кафе «Цветофор». На одном и том же невысоком стебельке расцвели яркие цветы сразу трех оттенков. Одни - розовые, другие - фиолетовые, а третьи – совсем синие.
Розовыми они бывают, когда только распустятся. Пройдет какое-то время, и из розовых они сначала станут фиолетовыми, а потом и синими.
А какой ароматный медовый запах разливается от нагретого солнцем цветка! А как же называется этот удивительный цветок?Догадаешься если выделишь первый звук в словах и соберешь их с слово:
месяц, ель, дорога, утро, небо, иголочка, цапля, ананас.
Ребё нок:- Называется этот цветок – медуница.
Учитель-логопед : От какого слова произошло название цветка?
Ребё нок: Название цветка происходит от слова «мёд», потому что в ее цветках много сладкого сока- нектара. А листики медуницы покрыты особыми волосками, которые, как шерстяная одежда, защищает её от весенних холодов.
Учитель –логопед : Определи к цветку какого оттенка насекомые полетели бы первому? Запиши по порядку и объясни.
Фиолетовый. Розовый. Синий.
Ребенок: в первую очередь насекомые полетели бы кцветку розового оттенка, потому что в нём больше всего нектара, они наиболее ароматны. В фиолетовом поменьше, а в синем - меда минимальное количество.
Учитель –логопед : мы очень много читали о первоцветах. Поэтому думаю, что ты успешно отгадаешь загадки о первоцветах прочитав их и правильно на «Поляне цветов» обозначишь каждый цветок, подписав его.
(Перед ребенком на столе картинки с изображением первоцветов. Ребенок отгадывает загадку, находит карточку с изображением соответствующего цветка, подписывает и украшает «Поляну цветов».)
Что за чудо за цветок-
Нежный белый лепесток
С ветерком играет
Дубраву украшает (ветреница)
Их в Голландии найдете
Там везде они в почете
Словно яркие стаканы
В скверах там растут (тюльпаны)
Первым вылез из землицы на проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький (пролески)
Есть у весеннего цветка приметы-
Чтоб не ошибиться:
Листик, как у чеснока
Корона- как у принца (нарциссы)
Как гусята разбежались
Желтые цветочки
Улыбнулись детворе
Желтые комочки! (гусиный лук)
Солнце зноем сушит травы
Греет темные дубравы
А в лесу родник звенит
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом (медуница)
Желтый, белый, голубой
На земле растут пустой
У весны есть фокусы
Распустились (крокусы)
Физминутка «Цветочки»
Беремся с ребенком за руки на некотором расстоянии друг от друга. По команде педагога присаживаемся на корточки.
На опушке между кочекза ночь выросли цветочки.
(Медленно встаем, руки вниз).
Робко листики подняли. «Здравствуй, солнышко!» - сказали.
(Поднимаем руки через стороны- вверх.)
Легкий теплый ветерок по опушке пробежал.
(Бежим в умеренном темпе друг за другом, руки согнуты в локтях.)
Первый нежный мотылек над цветами запорхал.
(Продолжаем бег, поднимаем руки плавно вверх, медленно опускаем вниз.)
На полянку, на опушку выходи, честной народ! Вместе с первыми цветами Заведем мы хоровод.
(Идем по кругу, взявшись за руки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Останавливаемся, поднимаем руки вверх, качаем руками из стороны в сторону.)
Головками качая, цветочки засыпают.
(Присаживаемся на корточки, обхватываемт колени руками, голову наклоняем к коленям.)
Учитель-логопед : По просьбе шмеля мы составим сложные предложения с противительным союзом а.
- Зима уходит, а весна (приходит).
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).
Весной цветы первые, а осенью (последние)
Весной цветы расцветают, а осенью….(увядают)
- Зимой дни холодные, а весной (теплые).
Весенний ветерок тёплый, а осенний…. (холодный)
- Зимой погода часто пасмурная, а весной… (солнечная).
Учитель-логопед : Шмель никак не может прочитать рассказ еще об одном загадочном первоцвете. Помоги ему, вставь пропущенные буквы и прочитай рассказ. Озаглавь его.
Зацв_тетв_треница - и покажется, что вернулась з_ма и украсила все большими сн_жинками. Нахмурится н-бо, соберется до_дь - и белые цв_ты тут же закроются. Почти у всех в_сеннихр_стенийцв_тки на ночь и при наступлении ненастья и очень х_лоднойп_годы закрываются. Это способствует их сохранению при небл_гоприятнойп_годе и сохранению пыльцы. Это р_стениеяд_вито, используется для л_ченияб_лей в суставах. Св_ё название получило за то, что р_сцветает в период в_тров.
Динамическая пауза. Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий первоцветов : подснежник — раз, ландыш — два, медуница — три и т. д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, и повторяет еще раз, используя «Поляну цветов»
Устная работа по карточкам
Учитель-логопед :У тебя лежит карточка. Прочитай задание. Что ты должен сделать?
Ребенок читает задание: Прочитай предложения на карточке. Все ли правильно? С чем ты не согласен? Исправь. Составить текст из предложений и прочитай исправленный вариант.
Наступила долгожданная весна.
По голубому небу плывут лёгкие пушистые облака.
Яркие лучи солнечного света заливают полянку.
Воздух чист и свеж.
Проснулась живая природа.
Мне нравится это время года!
На проталинах зацвели синие подснежники.
Всё вокруг ожило и радуется приходу весны.
Природа красива во всех своих проявлениях.
Подснежники – не только красивые, но и редкие цветы.
Девятнадцатого апреля-день подснежника.
Учитель-логопед : Молодец, все получилось правильно. Но сейчас работа будет гораздо сложнее. На столе конверты разной формы. В треугольном – самые трудные задания, в квадратном – полегче. Ты сам должен определиться в том, какое задание будешь выполнять. Для того, чтобы у тебя создалось настроение, я поставлю на прослушивание красивую весеннюю музыку.
Ребенок выбирает конверт и выполняет задание:
Дети делают зарядку. Просыпается весенняя природа. На проталинках появляются первоцветы. Звенит школьный звонок Запела весенняя капель. Малыш громко плачет. Рома стучит в дверь. Звенят шумные ручьи. Певец запел. Громко поют птицы. Дни становятся все длиннее. Футболисты бегут по дорожке стадиона. На деревьях набухают почки. Люди торопятся на работу. Весна стучится в дверь!
Подведение итогов. Упражнение «Оцени свою работу»
Учитель –логопед : Ты сегодня был внимательным на занятии? Скажи, какое задание было сложным, а какое лёгким для тебя?Ты молодец! Все задания выполнил. Я благодарю тебя за понимание, старание, интерес ко всем заданиям.
В конце нашего занятия хочу еще раз напомнить:
Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.