Юлия Васильевна Круппа
Перспективный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ посредством использования современных мессенджеров
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ посредством использования современных мессенджеров
На 4 ноября 2020 года в Белгородской области коронавирус подтвердился ещё у 119 жителей региона. Всего с начала пандемии в числе заразившихся насчитывается 12 033 белгородца, в том числе и дети. Учитывая, что пандемия быстро не отступит, есть вероят-ность, что карантинные меры возможно повторятся. Однако, любой простой в коррекци-онно-педагогической работе с детьми ОВЗ неизбежно приведет к распаду сформирован-ных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих наших воспитанников – детей с речевыми нарушениями, зпр сведет все усилия и логопедическую работу на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в тех рамках, которые предлагают нам условия карантина.
Публикация «Перспективный подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ посредством использования современных мессенджеров» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социальные сети в работе с родителями
- Темочки
Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (осо-бенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (эко-номия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ).
В связи с чем, возникла необходимость изучить и выбрать наиболее подходящий перспективный подход к коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
Специфику работы учителя-логопеда с родителями путем использования интернет-технологий определяет потребность специалиста в актив-ном привлечении родителей (особенно «занятых» родителей) к коррекционно- развивающей работе. Визуальные рекомендации родителям по организации домаш-ней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры - упражнения, приемы и средства) с детьми необходимы для того, чтобы как можно нагляднее (а значит точнее) передать все особенности, тонкости развивающей (логопедической) работы.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
• Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занима-лись очно)
• Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мульт-фильмы и т. п.)
• Онлайн консультирование родителей и педагогов
• Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лек-ции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития
• Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
• Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реа-билитации детей со сложностями развития
Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктив-ной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты, спайпа. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих об-разовательных потребностей.
Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое, которого составляют регулярно добавляемые записи, изобра-жения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотруд-ничества. Использование блога в работе логопеда помогает создать среду сетевого обще-ния с коллегами и родителями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровож-дать родителей в области логопедического просвещения.
Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практиче-ские советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нужда-ющихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользовать-ся разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. В блоге можно размещать развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития вни-мания, памяти, логики, фонематических процессов, связной речи, умения выполнять зву-кобуквенный анализ слов, умения читать и т. д. Блог является новым эффективным ин-формационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.
Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).
При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать как педагогов, так и родителей, отвечать на вопросы, касающиеся кор-рекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы : тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.
Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических зна-ний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.
Вайбер - приложение-мессенджер, которое позволяет отправлять сообщения, со-вершать видео- и голосовые VoIP-звонки через интернет. Очень удобен для чата с педаго-гами, работающими с детьми ОВЗ, а также с родителями.
Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую ин-формацию, сделав ее доступной из любой точки мира.
Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, послед-ствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литера-туры, игры, направленные на развитие психических процессов, и речевых умений, и навыков и многое другое.
Таким образом, при помощи сайта родители имеют возможность получать информа-цию о дошкольных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на вол-нующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.
Скайп, зум – это еще две удобные и, пожалуй, самые популярные в мире программа для общения через интернет. Данные программы – это общение с высоким качеством зву-ка и видео.
Такая взаимосвязь учителя-логопеда с родителями и педагогами подойдет тем, кто, в силу своей занятости, загруженности, или в силу других причин не может регулярно встречаться со специалистом для обсуждения «логопедических» вопросов в работе с ре-бенком.
Консультирование с помощью скайпа или зума продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и осо-бенности многих коррекционных (логопедических) приё мов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям:
• Доступность – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом. Это возможность не прерывать занятия с логопедом, даже если семья уезжает в отпуск, командировку – если там есть интернет, у родителей будет логопед. Ведь, как известно, один из принципов логопедического воздействия – систематичность, стабильность занятий.
• Удобство - это удобно и для молодых мам с двумя (и более) детьми : не нужно отказы-ваться от консультации логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время похода к логопеду.
• Экономия времени – для работающих родителей это всегда является актуальным.
• Конфиденциальность – интернет - консультации позволяют сохранить конфиденциаль-ность.
• Разговоры между пользователями Скайпа (Зума) совершенно бесплатны. Надо лишь оплачивать интернет, если у вас безлимитный интернет, то и никаких дополнительных плат не требуется. Запустив программу Скайп можно обмениваться текстовыми сооб-щениями, общаться друг с другом посредством видео связи.
В этом году мною была апробирована возможность использования программы скайп для прохождения детьми ТПМПК. Данный вид взаимодействия с территориальной комиссией положительно зарекомендовал себя: не требовалось родителям с детьми ехать в УО для прохождения комиссии, данный вид позволил не допустить массового скопления людей в одном помещении, а так же большинству детей было интересно такое общение, что позволило легче найти контакт между членами комиссии и детьми.
Так же, положительно себя зарекомендовала возможность заседаний педагогических консилиумов и заседаний через мессенджер зум. Данная программа наиболее удобна для одновременного подключения большого количества человек.
С помощью вайбера было удобно поддерживать связь с родителями, доносить необ-ходимую информацию.
Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего об-щую целевую и единую стратегическую направленность работы учителя-логопеда внутри ДОУ, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.
Применение интернет-технологий – это эффективный и интересный для всех участ-ников коррекционного процесса способ их взаимодействия с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей.
Таким образом, для педагогической работы я для себя определила и рекомендую следующие возможности мессенджеров :
• Ведение блога на странице нашего МДОУ вкотакте для информирования педагогов и родителей: https://vk.com/club195464611
• Скайп, зум – для общего родительского собрания, групповых логопедических занятий для воспитанников, консультаций, а также для индивидуальной работы с воспитанниками по постановки и автоматизации звуков.
• Вайбер – для чата с педагогами, работающими с детьми ОВЗ, а также с родителями.
Список литературы:
1. Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт рабо-ты по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоля-ции) / Н. В. Чекунова, О. А. Баркалова, О. В. Москалева [и др. ]. — Текст : непосред-ственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 321-323.
2. Интернет-источник: https://yandex.ru/covid19
3. Интернет-источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/06/21/osobennosti-distantsionnoy-raboty-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-ovz