Екатерина Филипова
Технология «Сторисек», или Как потрогать сказку?
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология «Сторисек» или «Как потрогать сказку?»
Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как читателя. В век высоких технологий проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой особенно актуальна. Интерес к чтению существенно снижается. Все чаще уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.
Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение необходимо развивать и воспитывать.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Существуют различные технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. Одной из таких технологий является Технология «Сторисек».
Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса.
«Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
«Сторисек» это возможность сделать взаимодействие с книгой приятным. В сопровождении кукол, декораций, мероприятий и игр истории становятся более живыми и привлекательными. Исследования показали, что обучение, которое обеспечивает бесконечное удовольствие, неизменно положительно влияет на способности детей к запоминанию и пониманию. Улавливая и удерживая устойчивый интерес, мешки историй являются визуально привлекательным и тактильным ресурсом, обеспечивающим детям конкретное подкрепление сюжетной линии. Это может мотивировать и возбуждать детей к чтению. Предоставляя содержательный контекст для изучения, мешки историй поощряют как активное слушание, так и участие в чтении. Все вспомогательные материалы, включенные в рассказ, предназначены для расширения опыта чтения и стимулирования дальнейшей языковой деятельности. Это, в свою очередь, улучшает понимание, активизирует словарный запас, улучшает звуковую культуру речи. Дети могут участвовать в драматизации событий истории с помощью кукол и других материалов, таких как декорации, которые предоставляются в сумке. Интерактивные ответные действия, связанные с историей, могут быть сделаны, помогая детям понять "новый язык". Кроме того, они поощряют детей видеть себя настоящими читателями.
Идея «Сторисека» заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей.
По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».
Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т. д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.
Подготовку к «Сторисеку» можно разбить на несколько этапов:
I этап – подготовительный, который включает в себя:
1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». Книга должна соответствовать возрасту детей и иметь красочные иллюстрации;
2. Подготовка мешка (чемодана, коробки) для комплекта материалов;
3. Подбираются компоненты :
- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т. д., являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев).
- научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке).
- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).
- DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.
- дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас.
4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, пополнение словарного запаса, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения.
6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».
II этап – Продвижение. На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т. д.
III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):
1. Прочитайте сказку вслух и побеседуйте о ее содержании. Определите главную мысль и мораль произведения.
2. При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
- Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
3. Проведите литературные и настольные игры.
4. Работа с научно-популярной книгой.
5. Просмотр мультфильма и прослушивание аудиокниги.
6. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
IV Завершающий этап.
- Передать «Сторисек» на дом.
- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек», уточнить читательский запрос для организации последующих «Сторисеков»
«Сторисек» по р. н. с «КОЛОБОК»
Компоненты мешка:
- Художественная книга.
- Резиновые игрушки героев сказки
- Аудиозапись сказки «Колобок»
- Книга «Животные»
- Пальчиковый театр «Колобок»
- Фонарик со сказкой «Колобок»
- Иллюстрации по сказке «Колобок» для беседы с детьми
- д/и «Расскажи сказку» по картинке, с помощью круга «Лулия»
- д/и «Назови героев сказки»
- Д/и «Кто что ест?»
- д/и «Разрезные картинки»
- д/и «Большой-маленький колобок»
- раскраски по сказке «Колобок»
- пластилиновые заплатки по сказке «Колобок»
- дорожки-ходилки по сказке «Колобок»
- загадки про героев сказки «Колобок»
- д/и «Хлебный край»
Шпаргалки для взрослых.
История Колобка Данное слово – уменьшительная форма от русского слова «колоб», что означает "большой круглый хлеб или толстая лепешка". Она изготавливалась в деревнях в виде хлебного кома, разбухающего в процессе выпечки. Интересно, что колобки пекли не всегда, а только в отсутствие определенных запасов, необходимых для изготовления обычного хлеба. Отсюда и выражение в сказке «поскрести по сусекам», то есть – использовать остатки муки и прочих припасов. Из них и изготовляли колобок, получавшийся порой невероятно и неожиданно вкусным.
Кто придумал сказку? Само собой разумеется, «Колобок», русская народная сказка, была придумана самим народом. Ее передавали из уст в уста, со всевозможными добавлениями и изменениями, в течение многих десятилетий. А вот записал ее собиратель сказок Афанасьев, опубликовавший произведение в своем сборнике сказок. Пересказывал народное творчество и А. Толстой. Кстати, его текст считается наиболее известным и популярным в наши дни.
Сюжет «Колобок», русская народная сказка, при всей кажущейся простоте восприятия ребенком, является одним из самых талантливых творений нашего народа. По ходу сказки персонаж был испечен Дедом и Бабкой. Затем Колобок от них сбегает и уходит в лес, где встречается с разнообразными его представителями-зверями: зайцем, волком, медведем. Все они хотят его съесть – такой уж Колобок румяный и аппетитный получился у стариков. Персонаж спасается бегством, напевая простую песенку, что, мол, от всех ушел и от тебя уйду. И это ему почти что с легкостью удается. Единственный достойный противник Колобка – Лиса, от которой уйти у него не получается. Результат – Колобок съедается хитрой Лисой
Герои сказки «Колобок» Персонажи произведения традиционны для русских сказок. Дед и Баба выступают в роли «родителей» Колобка. Заяц олицетворяет простоту, Волк – силу, Медведь – прямодушие. А все вместе герои сказки «Колобок» - маленькая модель человеческого общества, где героя поджидают постоянно какие-либо козни и неприятности. Но главный герой самоуверен и даже в какой-то мере любуется собой, хвастается своими достоинствами перед остальными. За что и поплатился. В конце сказки Лиса его съедает. Так заканчивается «Колобок», русская народная сказка. Особая роль здесь отведена Лисе. Она персонифицирует хитрость, одновременно являясь и инструментом для наказания за излишнюю смелость и хвастовство Колобка
Итоги «Колобок», русская народная сказка, является одной из наиболее читаемых сказок в России. Каждый малыш, наверное, неоднократно слышит эту сказку и от собственных родителей, и в детском саду. Таким образом, ребенок учится адекватно воспринимать окружающий его мир. К тому же несложный сюжет и забавная песенка Колобка притягивают и заставляют снова и снова обращаться к этой истории.