зина юрчюк
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
на 2019–2020 учебный год
Учитель-логопед:Атаева А. А.
Зимние забавы. Зимние виды спорта.
Составление рассказа "Мой любимый вид спорта"
Задачи: закрепить знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни, расширить представления о том,что полезно и вредно для здоровья, расширить знания об отдыхе и спорте, воспитать любовь к физкультуре и спорту у детей, внушить необходимость занятий спортом для дальнейшей жизни.
Ожидаемый результат:
• повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
Публикация «Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы» размещена в разделах
• повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
• создание единого образовательного пространства на основе доверительных отношений сотрудников ДОУ с родителями;
• Снижение заболеваемости воспитанников.
Каждому ребенку предлагается составить рассказ о любимом виде спорта.
Путешествие вокруг света.
Знакомство с Красной книгой.
Цель: знакомство детей с Красной книгой и ее представителями.
Задачи: - Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу.
- Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе;
- Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир.
- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Разъяснить необходимость создания Красной книги.
- Учить продумывать композицию рисунка, цветовое решение;
Предварительная работа : проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.
Ход занятия:
- Ребята, я люблю много читать и недавно прочитала книгу, которая называется «Красная книга».
- Вы что-нибудь о ней знаете?
- Сегодня я расскажу вам о «Красной книге». На Земле очень много разных животных. Ребята есть ли у вас домашние животные? Какие?
Ответы детей (кошки, собаки)
- А вы знаете, что есть ещё много разных животных?
- Скажите, каких животных вы знаете, которые живут в наших лесах?
Ответы детей (волки, лисы, медведи, лоси, зайцы, кабаны)
- А каких животных вы знаете, которые живут в дальних странах?
Ответы детей (львы, тигры, слоны, зебры)
-А сейчас мы с вами поиграем, он вы должны быть очень внимательные.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
(На слайдах появляются картинки с животными. Дети находят лишнего животного и объясняют, свой выбор.)
- Сегодня я вам расскажу о животных, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют - редкие животные. Как вы думаете, почему их так называют?
Ответы детей (потому, что животных осталась очень мало)
- Правильно ребята.
- Этих животных занесли в специальную книгу. Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон.
- И ученые решили издать специальную книгу - Красную книгу, в которую занесены все редкие животные и растения.
- Ребята, как вы думает, почему именно Красную книгу назвали — Красной, а не зеленой и не синей?
Ответы детей (потому что красный цвет надвигающей опасности)
- Правильно ребята. А еще красный цвет говорит «внимание подумай о природе!»
- Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страниц, можно сказать, в каком положении находится тот или иной вид животного или растения.
- Сначала идут черные страницы. На них записаны вымершие животные, которых мы больше не увидим. Например, Странствующий голубь (показ иллюстрации) .
- Странствующие голуби жили на деревьях, на одном дереве могло находиться до сотни гнезд этих птиц. Размеры пернатых голубей были небольшими. Их крылья были узкой формы, а хвост к низу зауживался. Голова была покрыта перьями голубого цвета. Спина, крылья и хвост странствующего голубя имели темно-серый окрас, брюшко было белым, а грудка и голова были красно-бурые. У них были ярко-красные глаза. На протяжении 50-ти лет люди жестоко истребляли этих беззащитных птиц, что привело к вымиранию странствующего голубя.
- Дальше идут красные страницы, на них записаны погибающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Например, Амурский тигр (показ иллюстрации).
Амурский тигр - самый крупный тигр на планете. Тигры хищники, они почти постоянно находятся в движении. Обходя свою территорию, ищут добычу. У амурского тигра в природе практически нет врагов, кроме человека. Это не агрессивные животные, и людей они стараются обходить стороной. В природе из-за истребления человеком и из-за ухудшения экологии амурских тигров осталось сейчас меньше, чем в зоопарках - чуть больше 500 особей в России и 40 в Китае.
- Следующие страницы желтые. Там занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Например, синий кит (показ иллюстрации
- Это самое большое животное на планете. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом и покрытая серыми мраморными пятнами по всей длине. Голова и нижняя челюсть несколько темнее, спина – более светлого тона, бока и брюхо – почти белые. Если смотреть на это животное, когда оно проплывает под водой, но при этом находится недалеко от поверхности, оно кажется синего цвета. В начале прошлого века численность самого крупного в мире животного началась резко сокращаться из-за бесконтрольного промысла. Пострадал он из-за своих внушительных размеров, китобои с одной туши извлекали мяса и жира в несколько раз больше, чем с любого другого его сородича. Особо губительна для них чрезвычайно активная и нередко вредоносная деятельность человека, а именно: загрязнение океанов, особенно нефтепродуктами, столкновение с кораблями.
- Далее идут серые страницы. На них записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Например, Императорский пингвин (показ иллюстрации) .
- Императорский пингвин самый крупный из всех пингвинов. Живут они на льдинах вокруг Антарктиды. Колонии императорских пингвинов находятся в естественных укрытиях: за утёсами и крупными льдинами с обязательным наличием участков открытой воды
- Следующие страницы Красной книги – белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Например, белый медведь (показ иллюстрации) .
Местами проживания белых медведей является побережье и льды Арктики. Белых медведей можно назвать отличными строителями – в снегу они сооружают многокомнатные берлоги, снабжая их даже вытяжкой.
Белых медведей считают большими чистюлями. Эти животные тратят ежедневно 15-20 минут на гигиенические процедуры, при этом тщательно очищаются от остатков налипшей грязи и частиц пищи. Для них это очень важно, поскольку загрязненный мех медведей теряет свои изоляционные свойства.
Последние страницы Красной книги – зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Отгадайте загадку и узнаете, кто записан на зеленых страницах.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Ответ: Медведь (показ иллюстраций) .
- Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек. Медведь – один из самых грозных хищников в дикой природе
- Устали ребята? Давайте поиграем. Звучит тихая музыка.
Физкультминутка
Закрыли глазки, вы сейчас будете превращаться в того, кого я вам назову. (Заяц, медведь, лиса, дерево)
- Хочу рассказать вам еще об одном животном, которое человеку удалось спасти.
- Бобр — обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом, чтобы течение не было слишком сильным и не размывало его постройки
- Бобры — заботливые родители, и детенышей от себя надолго не отпускают. Весной появляются на свет три — пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу. Бобры — животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений. Еще предпочитают бобры сочные стебли кувшинки, водяных лилий, ириса, любят также обгладывать кору ивы и осины. Этих животных в наших краях берегут и охраняют. Если вы увидите в лесу это животное, помните об этом! (показ иллюстрации).
- Ребята, чтобы животные не исчезали, мы им можем помочь. Нам всего лишь надо соблюдать правила.
- Ребята, я буду вам показывать иллюстрации, а вы придумайте правило поведения на природе к этой иллюстрации. Правильно ребята, а теперь давайте закрепим эти правила (вносятся модели).
НЕЛЬЗЯ:
– разорять птичьи гнезда;
– рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;
– ломать ветки деревьев, кустов;
– разрушать муравейники
– шуметь в лесу;
– разводить костры без взрослых;
– оставлять мусор в лесу и водоемах;
– брать лесных зверьков домой.
- Вам понравилось наше путешествие по страницам Красной книги?
- А почему эта книга названа Красной?
- Какие животные, птицы и растения вам запомнились? Почему?
- А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?
- Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми?
- Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой.
Животные Арктики и Антарктиды.
Пересказ рассказа Б. С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра".
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошел со слоном в лес по дрова. Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину.
Хозяин подумал: "Сяду ему на шею — так мне еще удобней будет им править».
Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. Слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтобы со всей силой ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить ему на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперек живота, сдавил, как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом ударил оземь и стал топтать ногами. А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепешку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
- Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас.
Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
Беседа о прочитанном:
• - О ком говорилось в этом рассказе?
• - Куда и зачем отправился хозяин со слоном?
• - Почему слон перестал слушаться хозяина?
• - Как поступил хозяин со слоном?
• - Кто появился из-за кустов?
• - Что хотел сделать тигр?
• - Как слон защитил себя и своего хозяина?
• - Почему хозяин стал раскаиваться в своем поступке?
• - Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?
Синий цвет Земли.
Рассказ об озерах,морях,реках.
Моря России
Море – это большое водное пространство с соленой водой, часть океана. Берега России омывают моря трех океанов: Северно-Ледовитый океан на севере, Атлантический океан на западе и Тихий океан на востоке.
В зависимости от того, к какому океану принадлежит то или иное море, их разделяют на 3 основные группы :
• Моря Северного Ледовитого океана: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Карское, море Лаптевых. Эти моря очень холодные и почти весь год покрыты толстым слоем льда. Суда по ним могут двигаться только вслед за ледоколами. Из-за сурового климата растительный и животный мир северных морей очень скудный.
Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. Это также достаточно холодные моря, над которыми часто дуют сильные ветры и стоят густые туманы.
• Моря Атлантического океана: Азовское, Балтийское, Черное. Отличительная их черта – далекое расположение от океана. Эти моря являются самыми теплыми и комфортными, особенно Черное море.
Помимо того, что Черное море – это популярный морской курорт с мягким климатом, оно еще является важным регионом транспортных перевозок и имеет большое военное и стратегическое значение.
Озера России
Озеро – это большой естественный водоем с пресной или соленой водой, полностью замкнутый в берегах. Благодаря своей красоте озера поучили второе название – «голубые глаза» планеты. Озера бывают совсем крошечными, и очень большими, величиной с море.
• Байкал – самое глубокое и чистое озеро на территории всей Российской Федерации. Этот водоем обладает уникальной экосистемой, и находится в списке Всемирного наследия.
• Онежское и Ладожское – самые крупные озера Европы. В Ладожском озере находятся истоки реки Невы, не берегу которой расположен Санкт-Петербург.
• Чудское озеро – имело большое значение во времена военных сражений, ведь именно на нем происходило знаменитое Ледовое побоище. Во времена Великой отечественной войны скованное льдом Чудское озеро было «дорогой жизни».
Самым крупным озером не только в Российской Федерации, но и во всем мире является Каспийское море. Несмотря на свои внушительные размеры и соленую воду, это все же озеро, которое за всю историю своего существования имело множество разных названий у местных народов и племен.
Реки России
Река – это непрерывный водный поток, который движется по руслу, начиная от истока и до устья. В стране насчитывается более 2 миллионов рек, среди которых самыми крупными являются следующие:
• Волга;
• Обь;
• Амур;
• Енисей.
Главной проблемой всех водных бассейнов Российской Федерации является загрязнение промышленными отходами. Наибольшую опасность для экосистем водных артерий представляют нефтепродукты, азотосодержащая органика и соединения металлов. Самыми загрязненными реками, морями и озерами России являются те, что расположены вблизи от промышленных объектов.
Что мы узнали?
Изучая тему водных ресурсов России по окр. миру, мы узнали, что на территории страны расположено 12 морей, и огромное множество крупных и малых озер и рек. Каждый из этих водных бассейнов имеет большую ценность для природы и человека. Однако подавляющее большинство озер, рек и морей страдает от промышленного загрязнения.
Вода и водные ресурсы.
Сюжетные картинки о воде. Что ты видешь на картинке,какие действия происходят,что кажется необычным и т. д. ?
День защитника Отечества.
“День Защитника Отечества. Военные профессии”.
Цели:
1. закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
2. Расширять словарь по теме: “День Защитника Отечества” (армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист, пограничник, десантник, летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный, государственный, осторожный, нужный.
3. развитие диалогической речи, речевого слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением.
4. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.
Оборудование:
-картинки с изображениями военных
-конверт
-счетные палочки
-мяч
-магнитная доска.
Ход НОД.
Логопед:
Здравствуйте ребята. Когда я шла к вам на занятие, около двери лежал конверт. Давайте посмотрим, что в нем. (открывает конверт). Ребята случилась беда. Кощей – Бессмертный и Баба – Яга пишут, что всех защитников Отечества взяли в плен. И чтобы их освободить - нам надо выполнить их задания.
- Кто такие Защитники Отечества?
- Солдаты, которые защищают Отечество.
А каким должен быть защитник Отечества?
- смелым, храбрым, отважным. .
-А что такое Отечество?
Дети: Это Родина.
Правильно, защитники Отечества – это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов.
- Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля? (ответы детей)
- Правильно ребята без военных наша страна в опасности. Надо их из плена выручать, а то скоро праздник.
Прежде чем выполнять задания, давайте покажем, какие мы сильные и смелые. Выполним пальчиковую гимнастику.
Мы – солдаты,
Мы – солдаты,
Бодрым шагом мы идем.
(На эти слова дети «маршируют» указательными и средними пальчиками.)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадем!
(Пальцы сжаты в кулак, указательный поднят вверх и покачивать им влево – вправо.)
Логопед: Молодцы!
Первое задание. (достает из конверта листок).
Упражнение “Скажи много”. Кому попадет мяч, тот должен сказать - много.
Смелый летчик – смелые летчики.
Железная каска – железные каски.
Быстрая ракета - …. Военный корабль - …Взлетная полоса - …Пограничная полоса -…Опасный путь - …Государственная граница -…
- С заданием справились все. (переворачивает листок, а там картинка с изображением пограничника). (вешает на магнитную доску)
- Второе задание (достает листок из конверта).
Упражнение “Собери предложение”.
Самолет, в, военный, небо, поднялся.
Читают, книги, о, мальчики, войне.
На, моряк, служит, корабле.
Пограничник, собакой, границу, c, охраняет.
- Вы справились и с этим заданием (переворачивает листок, а там картинка –танкиста).
- Третье задание (достает следующий листок).
«Что лишнее и почему?»
Ракетчик, вертолетчик, футболист.
Самолет, танк, парашютист.
Автомат, пистолет, танкист
Подводник, артиллерист, корабль.
- Вы справились и с этим заданием (переворачивает листок, а там картинка – моряка)
- Я вижу вы устали, давайте отдохнем.
Координация речи с движением “Солдатик”.
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (дети стоят на правой ноге)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри - не упади. (шагаем на месте)
А теперь постой на левой, (стоят на левой ноге)
Если ты солдатик смелый. (прыжки на месте)
- Четвертое задание (достает следующий листок).
Упражнение “Кто что делает?”.
- Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч.
Воспитатель: Летчик.
Ребенок : Управляет самолетом.
Воспитатель: Капитан военного корабля.
Ребенок: Управляет кораблем, отдает команды.
Воспитатель: Танкист.
Ребенок: Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет.
Воспитатель: Пограничник.
Ребенок: охраняет государственную границу.
Воспитатель: Подводник.
Ребенок: охраняет границу с моря, служит на подводной лодке.
- И с этим заданием вы справились (переворачивает листок, там картинка – пехотинца).
- Пятое задание.
Упражнение “Исправь ошибку”.
Храбрая солдат награжден медалью.
Генерал отдала приказ солдатам.
Пограничники защищает границы нашей страны.
Я буду служить на корабль.
- Шестое задание.
Упражнение «Сосчитай» :
Один танк, два танка. пять танков.
Одна подводная лодка, две подводные лодки… пять подводных лодок.
- И с этим заданием вы справились (переворачивает листок, там картинка – летчика)
- И последнее задание (достает из конверта листок). Надо отгадать загадки.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою. (страну)
Я – на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая. (Танк)
Ночью, в полдень, на рассвете,
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)
Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый.
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю. (парашют)
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. (корабле)
Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный. (летчик)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было. (войны)
- Все загадки отгадали (переворачивает листок, там картинка – десантника и подводника)
Логопед: Какие молодцы (показывает на доску, всех Защитников Отечества из плена выручили. Давайте перечислим все профессии военных и как мы их из плена выручали (дети вспоминают, что мы делали на занятии). Теперь нашей стране ничего не угрожает. А Баба – Яга и Кощей – Бессмертный не смогли нас обмануть.
Праздник "Масленица широкая".
Беседа о празднике и традицциях масленицы.
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Весна. Женский день-8 марта.
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».
Цели:- закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта;
- составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме;
- воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.
Ход.
1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
Мамин день — 8 марта
— Отмечает вся страна.
И пускай еще морозы
И сосульки под окном,
Но пушистую мимозу
Продают уже кругом.
Брызги солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам,
Поздравляем с Женским днем!
2. Объявление темы.
Какой праздник отмечают в первые дни весны?
Кого поздравляют в этот день?
Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот день.
3. Игра «Подбери признак и действие».
Мама (какая) —.
Бабушка (какая) —.
Сестра (какая) —.
Папа (что делает) —.
Дедушка (что делает) —.
4. Беседа по картине.
Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.
Кого вы видите на картине?
Кого поздравляют папа, брат и сестра?
Почему они поздравляют маму?
Как готовился к этому дню папа?
А сестра? А брат?
Как они оформили праздничный стол?
Что можно сказать об их настроении?
Что в ответ на поздравления скажет мама?
Как вы будете поздравлять свою маму?