Ольга Мамонова
«Что мы знаем о цветах?» Конспект игры-практикума для школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширить и обобщить представления о мире цветов.
Задачи:
• пополнить знания обучающихся новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые);
• воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.
Материалы и оборудование:
презентация «Что мы знаем о цветах?», литература по декоративному садоводству (журналы, практикумы, справочники); дидактические карточки «Садовые цветы», альбомного листа, простые и цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте! Приглашаю вас на игру-практикум, которая называется «Что мы знаем о цветах?». Перед игрой предлагаю провести небольшую разминку.
Как называют цветы, которые растут в помещении? (Комнатные.)
А цветы, которые растут в саду или на клумбах? (Садовые.)
А цветы, которые растут на лугу? (Полевые.)
Скажите, пожалуйста, а какие вы знаете лекарственные цветы? (Календула, мать-мачеха.)
Педагог: Сейчас вас ждут четыре станции: «Удивительное рядом», «Целебная сила растений», «Цветы-снегурки», «Цветик-семицветик». Нужно будет отгадать название цветов, а также дать развернутый ответ на ряд вопросов.
Станция «Удивительное рядом»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель расширить и обобщить представления о мире цветов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739084728.jpg)
1. Название какого растения в переводе на русский язык означает «звезда»? (Астра.)
2. В древнем Риме его называли «капут», что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть». А как это растение называем мы? (Капуста.)
3. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра, который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)
4. Какие способы продления жизни срезанных цветов вы знаете? (Примерный ответ. Срезание по мере распускания; холодное влажное место; чистота сосуда; добавление сахара, аспирина, слабого раствора марганцовки. Нельзя совмещать практически никакие цветы с гвоздиками и хризантемами, розы ставить отдельно от других цветов.)
5. Зачем цветкам лепестки? (Примерный ответ. На этот вопрос дали ответ исследования. Измерив у цветка температуру различных участков, биологи выяснили, что в центре его в солнечную погоду температура значительно выше, чем у лепестков. Когда лепестки экранировали от света температура падала. Следовательно, лепестки играют роль отражателей, концентрирующих тепло. Такой подогрев ускоряет созревание пыльцы. Кроме того, излучаемое серединкой тепло привлекает насекомых опылителей.)
Станция «Целебная сила растений»
1. С какой целью применяются в медицине ромашка аптечная и ромашка пахучая? (Примерный ответ. Ромашка аптечная и ромашка пахучая содержат эфирные масла, обладающие противовоспалительными свойствами. Отвар из корзинок ромашки употребляют как средство от простуды, для припарок и примочек, полоскания горла и промывания ран в качестве антисептического препарата. Ромашковый чай обладает успокоительным эффектом. Корзинки ромашки входят в состав успокоительных и противовоспалительных сборов.)
2. Каким растение лечат нарывы, порезы? (Листья подорожника.)
3. Назовите главные «успокаивающие растения» (Валериана, мята, пустырник. )
4. Какое растение называют «травой от 99 болезней» и обычно применяют для изготовления настоев и примочек, как противовоспалительное, желудочное средство? (Зверобой.)
5. Представьте себе, что вы простыли, а на улице весна. Между тем в растительном мире есть прекрасное средство от кашля. Ранней весной на оттаявших пригорках, южных склонах канав растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко зеленая, на ощупь холодящая, а снизу лист белый, покрытый нежным белым «войлоком». Что это за растение? (Мать-и-мачеха. )
Станция «Цветы-снегурки»
1. Этот цветок пробивает слой снега и прорастает еще в начале зимы. Имеет в название слово, связанное с Сибирью, но не растет в Сибири. Название ему дал Карл Линней. Что это за цветок? (Пролеска сибирская.)
2. Свое название это растение получило из-за сладкого нектара (меда, содержащегося в ее цветках. Что это за первоцвет? (Медуница.)
3. У этого первоцвета есть сок, который можно отнести к разряду самых целебных, тонизирующих и укрепляющих средств. Сок цветка можно отнести к необходимым средствам нейтрализации повышенной кислотности и нормализации щелочного состава организма. При заболеваниях позвоночника, костей, для повышения крепости зубов, для борьбы с пародонтозом и т. д. хорошо помогает свежий сок этого первоцвета, который был получен из корней и листьев растения в смеси с соком моркови и листьев репы. О каком первоцвете идет речь? (Одуванчик.)
4. Название это цветка произошло от персидского слова «toliban» («тюрбан», и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму. Как называется этот весенний цветок? (Тюльпан.)
5. Какие цветы рекомендуют высаживать в весенних клумбах? (Крокусы, нарциссы, тюльпаны. )
Станция «Цветик-семицветик»
1. Какие цветы днем закрываются, а ночью открываются? (Маттиола.)
2. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску? (Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителем.)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Педагог Здравствуйте Приглашаю вас на игру практикум которая называется Что мы знаем о цветах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739084770.jpg)
3. Какие многолетние цветы вы знаете? (Георгина, пион, флокс. )
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Перед игрой предлагаю провести небольшую разминку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-701386-1739084833.jpg)
4. Из цветов каких растений изготовляются эфирные масла? (Жасмин, лаванда, роза. )
5. Какой цветок приходится дедушкой розе? (Шиповник.)
Педагог: Молодцы! Вы справились с вопросами викторины. А сейчас, мы перейдем к практической части задания. На предыдущих занятиях, мы начали создание коллекции карточек «Растения сада». И сегодня мы продолжим выполнять рисунки декоративных растений.
На альбомного листа обучающиеся зарисовывают растения, наиболее часто используемые в садовых композициях. На обратной стороне подписывают название растения. Данные карточки будут использоваться для закрепления названий видов цветов, а также для подбора (особенности строения, цветовая гамма).
Педагог: Вот и подходит к концу наша игра-практикум.
О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? (Ответы детей. )