Кривенко Елена Евгеньевна
Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Выполнила
воспитатель МБДОУ- детский сад
комбинированного вида №12
г. Моздока РСО-Алания
Кривенко Е. Е.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обобщить знания детей по теме: «Перелётные птицы».
Задачи:
Образовательные:
* Расширить активный словарь детей по теме: «Перелётные птицы».
*Обобщить и систематизировать знания детей о перелётных птицах,
* Формировать грамматический строй речи:
- упражнять в образовании причастий, сложных прилагательных, глаголов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; правильном употреблении предлогов; в составлении предложений.
- согласовании существительных и причастий с числительным.
* Упражнять в чётком произношении звуков «Л – Л*», определении звука в словах, чтении слогов.
Развивающие:
*Развивать речевую активность, диалогическую и связную речь детей; общую и мелкую моторику; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, творческое воображение; координацию слова и движение.
*Совершенствовать фонематическое восприятие.
*Упражнять в правильном дыхании.
Воспитательные:
*Воспитывать умение слушать педагога, бережное отношение к природе; выполнять поставленную задачу.
*Продолжать формировать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.
Здоровьесберегающие:
*Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей:
Физическоесоциально-коммуникативное,познавательное,речевое,художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
* Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, слайды, звукозапись «Голоса птиц», таблица счёта, буквы, фланелеграф, опорные картинки, мольберт, указка.
* Раздаточный материал: игровизор, слоговые таблицы, массажные мячики, схемы на определение звука в слове, фонарики, фломастеры,детали птиц с прищепками, солнце (карточки эмоций, угощение.
Предварительная работа:наблюдение за птицами во время прогулки, беседа о перелётных птицах, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, стихов; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций; разучивание пальчиковых и для глаз гимнастик, дыхательных и кинезиологических упражнений, физминуток, су-джок терапия; проведение психогимнастик, узнавание птиц по звучанию. Знакомство с буквой «Л» и звуками «Л-Л*»,работа по звуко-буквенному, слоговому анализу, чтение слогов. Составление рассказа по опорным картинкам, птиц из разрезных картинок.
Ход занятия
Организационный момент. Дети стоят полукругом около воспитателя.
- К нам в детский сад пришли гости. Давайте подарим улыбки и поприветствуем гостей.
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам.
Доброе утро всем!
- Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо – тихо?
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы, как зелёные травинки, сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (Весна)
Слайд №1 (Изображение Весны)
Психогимнастика под музыку
Дыхательные упражнения
- Давайте выпрямим спины, расправим плечи. Вдохнём свежесть весеннего утра и весёлое настроение, а выдохнем все неприятности и огорчения.
«Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И. п. – о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек. ;
2-плавный выдох через нос.
Повторить 3-4 раза.
«Любопытная Варвара»
Чтобы правильно дышать,
нужно воздух нам выдыхать.
И. п. – о. с.
1- поворот головы вправо – раз! - резкий вдох через нос!
2- голову вниз – два! – резкий выдох через рот!
3- поворот головы влево – три! – резкий вдох через нос!
4- голову вниз – четыре! – резкий выдох через рот!
Повторить 3-4 раза.
«Ракета»
И. п. – о. с.
1- глубокий вдох через нос, руки медленно поднимают через стороны вверх, ладошки сводят вместе и плотно прижимают друг к другу. Поднимаются на носки, тянутся вверх, изображая ракету. Пауза в три секунды.
2- медленно выдыхают, руки в такт выдоху опускают вниз через стороны.
Повторить 3-4 раза.
- Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково весенние слова.
Д/И «Назови ласково» (Солнце - солнышко, птица, ручей, проталина, ветер, трава, цветок, облако, подснежник, почка, листок, дерево, червяк, поляна, капель).
Слайд №2 (Грач)
- Какая птица первой прилетает весной? (Грач). Как в народе говорят про грача – «вестник весны». А какие поговорки вы знаете о нём?
* Увидел грача – весну встречай.
* Грач на горе – весна на дворе.
- Послушайте, как подаёт голос грач. Грач (что делает?)- кричит.
Сколько слогов в слове кричит? (В слове кричит 2 слога).
Если грач кричит, он какой? – кричащий.
Слайд №3 (Кукушка)
- Отгадайте загадки о других птицах.
Кто на ёлке, на суку счёт ведё т: «Ку-ку. Ку-ку?» (Кукушка).
- Послушайте, как подаёт голос кукушка. Кукушка (что делает) – кукует.
Сколько слогов в слове кукует? (В слове кукует 3 слога).
Кукушка кукует, она какая? – кукующая.
Слайд №4 (Ласточка)
- Следующая загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
- Послушайте, как подаёт голос ласточка. Ласточка, что делает? – щебечет.
Сколько слогов в слове щебечет? (В слове щебечет 3 слога).
Ласточка щебечет, значит она какая? – щебечущая.
Слайд №5 (Журавль)
- Внимание загадка.
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь. (Журавль).
- Послушайте голос журавля. Журавль, что делает? – курлыкает.
Сколько слогов в слове курлыкает? (В слове курлыкает 4 слога).
Слайд №6 (Перелётные птицы)
- Посмотрите на экран и скажите, как называют этих птиц. (Перелётные).
- Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).
- Давайте все вместе позовём птиц домой.
Пальчиковая гимнастика
Птичек мы окольцевали, - нанизываем на палец
Наблюдали, узнавали, - «бинокль»
Улетев в какие дали, - машут пальцами «птицы»
Холода пережидали. – трут ладонями по плечам
Что пернатые клевали - указательными пальцами стучат по столу
Гнёзда где свои свивали, - показываем ладошками гнездо
Где вы яйца отложили, - круги из указательного и большого пальцев
Как вы бури пережили. – машем руками
Сколько вы в конце концов - «клювики»
В гнёздах вывели птенцов.
Слайд №7 (Ласточка, соловей)
- Птиц мы позвали, а теперь давайте посчитаем летящую ласточку (по схеме) : одна летящая ласточка, две летящие ласточки, пять летящих ласточек. А теперь поющего соловья – один поющий соловей, два поющих соловья, пять поющих соловьёв.
Игровизор «Куда возвращаются птицы? Чем питаются птицы?»
- Перед вами задание, послушайте его. Соедините каждую птицу с местом её гнездования, и чем она питается.
- Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами, т. е. насекомыми? (Это птицы насекомоядные).
- А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков, рыбу, лягушек. Их называют? (Это хищные птицы).
- Птицы, которые питаются зёрнами, ягодами, лягушками называются всеядными. Молодцы!
Слайд №8
Д/И «Исправь ошибку»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Послушайте предложения и исправьте ошибки.
Ласточка на гнезде. (В)
Аист улетает над поля. (С)
Скворец вылетел на скворечника. (Из)
Грач кружит по грачевником. (Над)
Слайд №9 (Птичья семья)
-Что делают ещё птицы весной? (Находят себе пару, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят и кормят птенцов. Назовите птичьи семьи: с кем живёт грач? (Грач живёт с грачихой и грачатами,скворец, журавль, чиж).
Динамическая пауза под звукозапись
Глянь на небо, птичьи стаи,
вдаль от зимних бурь и вьюг, - дети смотрят вперёд вверх, рука около бровей
косяками прилетают, - показывают руками «косяк»
держат путь на кавказский юг. - руки в стороны
Вот над морем пролетели, - показывают «волну»
отдохнуть немного сели. – приседают
И уж в небо опять, - встают, взмахивают руками как крыльями
снова надо им взлетать.
Пустыни, горы облетают - круговые движения руками
И солнце в Моздоке встречают. – руки вверх
- Послушайте, что вы слышите? (Звуки птиц)
Слайд №10 (Работа со звуками «Л – Л*»)
На экране картинки: ласточка, соловей, иволга.
- Послушайте какой звук я выделю в словах: ласточка, соловей, иволга. (Звук «Л»)
- Дайте характеристику звуку «Л» по схеме. (Он согласный, звонкий, твёрдый).
- А теперь послушайте другие слова: лес, пролески, капель. Какой звук я выделила в словах? (Звук «Л*»). Дайте характеристику звуку «Л*» по схеме. (Он согласный, звонкий, мягкий).
- Давайте их сравним. Чем они похожи? (Оба согласные, звонкие).
Чем они отличаются? (Звук «Л» звучит твёрдо, звук «Л*» звучит мягко).
Чтение слогов (по слоговым таблицам)
- Возьмите слоговые таблицы. Сейчас 1 ряд прочтёт слоги с главными гласными громко. Как здесь звучал согласный звук? (Твёрдо). А теперь 2 ряд прочитает слоги с волшебными гласными. Как здесь звучит согласный звук? (Мягко). Молодцы!
Д/И «Определи место звука в слове»
- Возьмите карточки и фонарики, положите перед собой, определите место звука «Л» в словах. Слушайте внимательно: ласточка. Где мы слышим звук «Л»? (В слове ласточка звук «Л» слышим в начале слова). Следующее слово: соловей, дятел.
Гимнастика для глаз
Прямо смотрим, в самом деле
Птицы в гнёзда прилетели.
Вверх посмотрим, к облакам –
Ласточки летают там.
Влево глянули – кулик
Очень мал он, невелик.
Вправо – цапля с журавлём
На болоте всем им дом.
А грачи и там, и тут
На деревьях гнёзда вьют.
Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным картинкам на фланелеграфе.
- Ребята, мы сейчас с вами нарисуем картину, но не красками, а предложениями, которые вы составите с помощью картинок.
1. Наступила весна.
2. Весной ярко светит солнышко и греет землю.
3. Растаял снег и побежали ручьи.
4. Весной вырастают первоцветы: пролески, фиалки, мать-и-мачеха.
5. Из тёплых краёв прилетают птицы.
6. Птицы весной вьют гнёзда и ремонтируют старые.
7. Скворец прилетел к своему скворечнику.
8. Ласточка вьёт гнездо из кусочков грязи.
9. У грачихи появились в гнезде грачата.
10. Аист свил гнездо из прутьев и веток.
11. А кукушка не вьёт гнезда, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда.
12. Дети помогают птицам, вывешивают новые скворечники.
13. Птицы – наши друзья, они спасают сады и огороды от вредителей – насекомых.
Вызываю 1 реб. повторить составленный рассказ.
Су-джок–терапия (с массажными мячиками)
Тили-тели, тили-тели,
с юга птицы прилетели. – Дети катают мячик поперёк ладони.
Прилетел к нам скворушка – серенькое пёрышко. – Круговые движения по ладони.
Жаворонок, соловей, торопились кто скорей. – Катания на каждый палец, начиная
Цапля, лебедь, утка, стриж, с мизинца.
аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели, - Катание мячика между ладонями.
песни звонкие запели!
Конструирование птиц с прищепками
- Ребята, мы с вами познакомились с перелётными птицами. Они очень красивые и разные. Выложите из деталей перелётную птицу.
Д/И «Какой? Какая?»
- Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – длинноклювый.
У аиста красный клюв – красноклювый.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У цапли длинные ноги – длинноногая.
У лебедя короткие лапы – коротколапый.
У ласточки белая грудка – белогрудая.
Итог. Карточки эмоций.
- Перед вами два солнца, если вам понравилось занятие украсьте свою работу весёлым солнышком, если нет – грустным.
Дети стоят кругу.
-Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением).
Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнёзда, не обижать).
- За знания, старанье и умение,
Вам дети от меня угощение. Молодцы!
Раздача угощений.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
А нам же гости, на прощанье
Осталось сказать: «До свиданья!».