Наталья Антонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить детей составлять описательный рассказ о перелетных птицах;
Познакомить детей с названиями перелетных птиц; Научить правильно называть птенцов перелетных птиц.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи: Уточнять и актуализировать словарь детей по теме; Закрепить название птиц в именительном падеже единственного и множественного числа; Уяснить строение птиц, внешние признаки; Формировать навык работы в коллективе.
Оборудование: Иллюстрация с перелетными птицами; Схема для составления описательного рассказа; картинка-иллюстрация с частями тела птицы.
Организационный момент:
Дети встают около своих столов у стульчиков. Проводится физминутка "Любопытная Варвара".
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вниз,
Смотрит вверх
Повидала видно всех.
Проводим артикуляционную гимнастику. (зарядка для язычка)
"Лошадка", "Часики", "Качели", "Загнать мяч в ворота", "Моторчик".
Дети, а теперь сядет тот, кто скажет правильно, кто здесь лишний. Слушаем внимательно.
Индюк, скворец, кукушка.
Трясогузка, ласточка, курица.
Грач, курица, жаворонок.
Соловей, петух, иволга.
Цапля, лисица, зяблик.
Бабочка, жук, птенец. (птенец- птица, остальные насекомые)
После того, как все сели воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Алексея Плещеева "Травка зеленеет".
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Сегодня я проснулась и услышала за окном веселые песни. Это птицы вернулись к нам.
Откуда же они к нам вернулись? (Ответы детей- птицы прилетели из теплых стран.)
А почему прилетели к нам птицы, которых не было зимой? (ответы детей- потому что пришла весна)
А какая весна? (ответы детей- теплая, солнечная, долгожданная,. и т. д)
Верно.
Какие изменения происходят весной? ( ответы детей: весной тает снег, весной прилетают птицы, на деревьях набухают почки.).
Верно, но самое главное, что к нам прилетают наши верные друзья и приносят на своих крыльях весну.
А как называют птиц, которые прилетают к нам из жарких стран весной? ( ответы детей: птицы, которые прилетают из жарких стран весной называют перелетными).
А теперь послушайте внимательно и ответьте мне, что сказанное мной не так?
Игра "Что не так?"
Утки, гуси и цапли не улетают в теплые края.
Грачи, скворцы, гуси улетают в теплые страны весной.
Вороны и голуби осенью улетают в теплые края.
Молодцы, справились с заданием.
У вас на столе лежит по одной картинки на них изображены птицы которые к нам прилетели.
А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется "У кого кто".
Назовите птенцов вашей птицы, которая изображена на картинке. (Ребенок встает, берет в руку картинку со своей птицей показывает и отвечает)
У аиста- аистенок-аистята;
У грача- грачонок- грачата;
У кукушки- кукушонок- кукушата;
У лебедя- лебеденок- лебедята;
У журавля- журавленок- журавлята.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
А знаете ли вы, какие части тела есть у птицы?
По картинке дети вместе с воспитателем повторяют части тела птицы.
(У птицы есть голова, клюв, глаза, шея, туловище, 1 пара крыльев, ноги, хвост, птица покрыта перьями).
А сейчас поиграем в игру "Летает- не летает".
Встаньте около своих стульчиков. Если предмет, который я покажу на картинке летает, то вы машите руками, а если предмет не летает, садимся. Будьте внимательны!
(Играем, после садимся на стулья, продолжается занятие).
А теперь мы с вами попытаемся составить описательные рассказы.
Сначала мы его составим вместе, а поможет нам составить рассказ данная схема.
(На доске вывешивается схема по которой дети будут составлять рассказ).
А затем вы попытаетесь составить рассказ сами.
Составление описательного рассказа. (около схемы ставится первая картинка с изображением птицы-кукушки).
Дети вместе с воспитателем составляют рассказ, затем воспитатель предлагает послушать, что у них получилось. Рассказывает по схеме рассказ, который они составили вместе.
Это кукушка- птица серого цвета с черным клювом. Птичка не очень большого размера. У кукушки есть голова, туловище, шея, крылья, хвост, ноги. Всё тело птицы покрыто перьями. Весной кукушка прилетает из теплых стран, кукушки не строят гнезд и не высиживают птенцов. Они подкидывают яйца в чужие гнезда. Птенцы кукушки- кукушата. Кукушки питаются насекомыми. Осенью, когда становится холодно, кукушки в одиночку улетают в теплые страны до весны.
На доску около схемы вывешивается новая картинка с изображением птицы, дети на этот раз должны сами составить рассказ опираясь на схему.
А теперь, подумайте и ответьте мне на вопрос, что произойдет, если птицы не вернутся к нам весной? ( ответы детей: Некому будит защищать поля, деревья, цветы от вредных насекомых).
А чем еще нам помогают птицы? ( Ответ детей: они переносят семена различных растений и ягод).
Поэтому то птиц и называют нашими верными друзьями и помощниками.
Дети, скажите пожалуйста, о ком мы сегодня говорили на занятии? ( ответ детей: о перелетных птицах, учились составлять рассказы о птицах по схеме, повторяли части тела птицы).
На этом занятие закончено, спасибо.