Зинаида Ангарова
Программа «Логопедический клуб для родителей старшей группы с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Объяснительная записка
Важной неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Публикация «Программа „Логопедический клуб для родителей старшей группы с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи в логоклубе, наглядная информация в родительских уголках и др.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание, для других - твердость, умение настоять на определенные требованиях. Не выполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же помочь родителям научиться «правильно» работать со своим ребенком с нарушением речи? Поэтому нами создан логопедический клуб для родителей.
В нашем клубе основная цель :
1. Показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей. Их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
2. Обозначить этапы логопедической работы в детском дошкольном учреждении и дома;
3. Обучить родителей приемам работы с детьми – логопатами.
Принципы:
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
3. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
4. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
5. Сохранять конфиденциальность информации.
6. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
№ Содержание работы Дата проведения клуба Отвественные
1. октябрь Клуб молодых семей
-Игра «Давайте познакомимся».
-Краткая характеристика ОНР 2и3 уровня.
- Пропедевтический период : артикуляционная гимнастика.
- Постановка звуков.
- Развитие фонематического слуха
2. декабрь -Тренинг «Звуковой калейдоскоп»
-Развитие пространственных представлений.
-Развитие дыхания (одышечные).
- Самомассаж.
3. апрель - Развитие речи и мышления
(практическая часть)
- «Развитие связной речи» рекомендации по ведению «Альбомов для составления домашних рассказов».
- «Развитие функционального базиса навыков чтения и письма»;
1-ое заседание
План работы клуба :
1. Игра «Давайте поздороваемся»
2. Краткий анализ общего недоразвития речи 2-го и 3-го уровня.
3. Артикуляционная гимнастика теория - практическая часть.
4. Развитие мелкой моторики теория- практическая часть.
5. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: настольные печатные игры, артикуляционные профили и уклады, зеркала и т. д.
Ход мероприятия.
1. Игра «Давайте поздороваемся»
Сейчас я попрошу пройти в игровую часть комнаты и походить, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определенным образом:
• Услышите хлопок – здороваетесь за руку;
• На свисток – локтями;
• На звук бубна – спинами.
2. Теоретическая часть. Краткий анализ общего недоразвития речи третьего и второго уровня.
ОНР - различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при № слухе и интеллекте.
3. Артикуляционная гимнастика. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
Практическая часть (родителям раздаются зеркала) Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный арт. уклад звуков (Ш_Ж_Щ_Ч.);
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный арт. уклад звуков
(С-З-Ц)
«Сказка о веселом язычке»
Н. В. Новоторцева «Речевая гимнастика»
4. Постановка (вызов) звука. Ангарова З. Н.
Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при правильном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (свистящие, шипящие, соноры, внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите ребенка перед зеркалом и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.
Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.
Закрепление звука и введение его в речь.
При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Какие же упражнения способствуют:
• Выработке правильной воздушной струи;
• Расслабление мышц языка;
• Умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
• Укреплению мышц языка;
• Подъему мышц языка вверх;
• Вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т. д.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Обязательно перед зеркалом.
Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.
Работая дома с детьми, родителям следует помнить :
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.
2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.
4. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость губ, языка.
5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получилось, а теперь он уже научился.
6. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
5. Развитие мелкой моторики
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.
Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая».
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
У ребенка развито образное мышление, основной способ познания мира – игра, а интеллект связан во многом с мелкой моторикой. Разглядывать картинки, играть, проявлять двигательную активность (работать пальчиками) – это ребенку просто нравится.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук ребенка. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлен, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направление от кончиков пальцев к запястью.
Практическая часть. Стр. 48 – 51 «Руководство по организации работы логопеда в ДОУ».
6. Развитие фонематического слуха.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Цель всех этих игр – развитие слухового внимания. (Концентрация, устойчивости, переключения).
Практическая часть
Игра на различение неречевых звуков «Отгадай, что звучит?»
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчики, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.
Игра : «Домики» Работа с дидактическими картинками.
7. Итог.