Наталья Полежаева
Особенности организации работы по технологиям «Взаимотренаж» м «Фронтально — парные занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: развитие умения задавать и формулировать вопросы, технологии «Фронтально – парное занятие», «Взаимотренаж», успешная социализация детей с ОВЗ.
В ходе освоения темы «Такие разные профессии», дети проявили особый интерес к профессии журналист. Ребята дома с родителями узнали много интересного о профессии журналиста. Придя в детский сад, дети поделились своими знаниями, и один из ребят предложил поиграть в игру «Журналисты». При подготовке к игре дети столкнулись с трудностями: неумение задавать вопросы, правильно формулировать вопрос. А это одно из самых важных умений не только в работе журналиста, но и в жизни дошкольника – будущего первоклассника. Наличие данной проблемы подтвердилось в ходе диагностики, содержание которой было разработано на основе методики Р. Е. Левиной, предполагающей, в свою очередь, оценку полноты и логики постановки вопроса, точности использования лексики, грамматической, интонационной, мотивационной составляющих данной речевой деятельности.
Публикация «Особенности организации работы по технологиям „Взаимотренаж“ м „Фронтально — парные занятия“» размещена в разделах
Результаты исследований показали, что только 5% детей группы имеют высокий уровень развития умения задавать вопросы, 13% - достаточный, 12% - средний и 70 % - низкий.
В ходе педагогического наблюдения было отмечено, что дети не всегда толерантны, а дети с ОВЗ необщительны, стеснительны, не уверены в себе.
Для того чтобы изменить ситуацию я использовала некоторые компоненты «Системы коллективной образовательной деятельности в ДОУ на основе индивидуального подхода», разработанной Центром становления коллективного способа обучения в г. Красноярске. Это - «Взаимотренаж» и «Фронтально-парное занятие».
Реализация практики началась с внедрения технологии «Взаимотренаж», которая предполагает парную речевую деятельность детей, направленную на закрепление материала. Дети поочередно задают вопросы друг другу относительно содержания своих карточек.
Первая практическая проба была направлена на ознакомление детей с правилами в работе в парах (в рамках данной технологии). В ходе этого этапа педагогами были апробированы и скорректированы способы включения конкретных детей в пары и способы организации работы в парах в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Далее была организована деятельность с детьми, направленная на освоение ими последовательности действий в рамках технологии «Взаимотренаж».
Дети разработали карты – схемы, что позволило им удерживать в сознании последовательность действий.
Далее мы приступили непосредственно к организации взаимного тренажа.
Построили работу таким образом, чтобы воспитанникам приходилось повторять информацию другим детям и задавать им вопросы не менее двух раз по алгоритму.
После того, как дети усвоили особенности парной работы в рамках технологии «Взаимотренаж», мы перешли к новой форме занятий - «Фронтально - парное занятие». Такие занятия состоят из четырех частей:
Первая часть цикла содержит объяснение педагогом нового материала.
Вторая часть включает в себя задания педагога для работы в парах, цель которой – восстановление, допонимание материала с помощью вопросов напарника. И, непосредственно парное взаимодействие детей.
Третья часть – это акцентирование на том, каким образом дети работали в парах.
И четвертая предполагает акцентирование на содержании учебного материала.
Таких циклов может быть несколько в зависимости от количества смысловых фрагментов.
На таких занятиях каждый воспитанник чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает для него ситуацию успеха.
Работая в парах таким образом, дети получают, во-первых, опыт «чувствования» себя в разных позициях: «учитель» и «ученик», во-вторых, дети получают опыт общения (выстраивая коммуникации) с разных позиций.
Учитывая положительный эффект используемых технологий, можно сделать вывод о их эффективности в развитии умения формулировать и задавать вопросы старших дошкольников и целесообразности их применения педагогами дошкольных учреждений.
При подготовке статьи использовались: материалы курсов ПК «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ, обучающихся»; справочные издания, раскрывающие значения слов, используемых в описании практики.