Осипова Жанна Борисовна
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ.
«Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами».
Публикация «Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2017
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ отвечает следующим требованиям:
Содержательность и насыщенность;
развивающая функция;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
доступность;
безопасность;
здоровьсберегающая функция;
эстетичность и привлекательность.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка, для самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон и центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, игрушки и игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центры развития в старшей разновозрастной группе:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• библиотечный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• театральный уголок;
• спортивный уголок;
• уголок природы;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В МБДОУ организовано отдельное помещение – Экологическая комната, для проведения занятий экологической направленности. В данном помещении предметно-пространственная среда представлена следующими зонами развития:
• мини-лаборатория;
• центр воды и песка;
• центр занимательной игры «Мир вокруг нас»;
• творческий центр «Чудеса своими руками»;
• книжный уголок с тематической литературой и журналами.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, экологической комнаты и спортивного зала выступают как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое, пробуждающие фантазию ребенка. В целом принцип динамичности – статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности. Данным критериям соответствуют такие помещения, как комната для раздевания, холлы и коридоры, в которых функционируют тематические стенды: «Галерея детского творчества», «Информация для родителей», «Эколог», «Пожарная безопасность», «Права ребёнка» и другие.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, даёт возможность осуществлять различные варианты и сюжеты игры. Дети каждый день по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет дошкольникам взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть результаты.
Все вышеперечисленные требования к организации предметно-пространственной среды относятся и к прилегающим участкам МБДОУ (участки для проведения прогулок, спортивная площадка, цветочные клумбы и приусадебный огородик).
Развивающая предметно-пространственная среда участков детского сада обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, их рассматриванию, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Проектирование предметно-пространственной среды является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что существуют общие требования к организации предметно-пространственной среды, условия каждого дошкольного образовательного учреждения отличаются своеобразием, своей «изюминкой».
___
1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.