МААМ-картинки

«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Устинова Лариса
«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Речь-это процесс общения;Язык -система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения.

Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

Она реализует несколько потребностей человека (ребенка) : коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую).

Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Публикация «„Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта“» размещена в разделах

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину)факторов умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой, 1956).

1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриона;

2) патология внутриутробного развития (воздействие инфекций, интоксикаций, травм);

3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

1) дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2) имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3) идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. в Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить к 4 – 5 годам. С точки зрения развития речи речи детей с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с хорошо развитой в речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.

Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; мимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, изучение употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.

Умственно отсталые дети значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большинство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способностей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности, а также социальное окружение, в котором находится ребенок до поступления в школу.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется различными методами.

К практическим методам относят:

Упражнения подразделяются:

•подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);

•конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);

•творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);

•речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);

•игровые (имитация действия, повадок животных, которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

К последнее наглядным методам относят:

•наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);

•рассматривание рисунков, картин, макетов;

•демонстрация диафильмов и кинофильмов;

•прослушивание аудиозаписей;

•показ образца выполнения задания, способа действия.

Особенностью коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по развитию звукопроизношения является ее индивидуализация.

Вся работа состоит из нескольких этапов:

1) Подготовительный этап – предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосовых упражнений.

2) На втором этапе постановки звука используются: зрительный образ артикуляции, детей слуховой образ звука, изучили кинестетические, тактильные и тактильно-вибрационные ощущения.

3) На третьем этапе проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умением выделять звук в слове и так далее.

4) Обязательным этапом работы дифференциация звуков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.

Формирование грамматического строя речи у умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:

1)формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения;

2)формирование слововоизменения и словообразования;

3)развитие связной речи.

Хочется отметить, что последнее время в коррекционной работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди которых: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Список используемых источников.

1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления иречи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры,упражнения, диагностика. / Е. А. Алябьева. – Издательство: Сфера, 2010 г. – 112 с. – 5-89144-568-9.

2. Визель Т. Речь и проблемы общения у детей. / Т. Визель. – Издательство: Сфера, 2010. – 32 с. – 588923112 Х.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией Малова Л. М., Штутина Л. М. : Издательство: АСТ, 2010 г. – 678 с. – ISBN : 978-5-17-049976-2

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – ISBN : 978-5-89814-379-4.

5. Давидова А. Влияние психофизических отклонений на состояние речевого развития ребенка / А. Давидова // Дефектология. – 2007. – №11. – С. 49 – 51.

6. Коррекционная педагогика. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи. https://studfile.net/preview/4200662/page :28 ( дата обращения: 28.10.200).

7. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. М. под редакцией Бондарчук О. А., методические рекомендации. Издательство: Просвещение, 2011 г. – 175 с. – ISBN : 978-5-09-017191-5.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 09:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»» (включая файлы) размещена пользователем Устинова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД