Устинова Лариса
«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Речь-это процесс общения;Язык -система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения.
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.
Она реализует несколько потребностей человека (ребенка) : коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую).
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Публикация «„Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта.
В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину)факторов умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой, 1956).
1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриона;
2) патология внутриутробного развития (воздействие инфекций, интоксикаций, травм);
3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1) дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
2) имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3) идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. в Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.
Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить к 4 – 5 годам. С точки зрения развития речи речи детей с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с хорошо развитой в речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.
Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; мимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, изучение употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.
Умственно отсталые дети значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большинство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способностей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности, а также социальное окружение, в котором находится ребенок до поступления в школу.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется различными методами.
К практическим методам относят:
Упражнения подразделяются:
•подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
•конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);
•творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
•речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);
•игровые (имитация действия, повадок животных, которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
К последнее наглядным методам относят:
•наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
•рассматривание рисунков, картин, макетов;
•демонстрация диафильмов и кинофильмов;
•прослушивание аудиозаписей;
•показ образца выполнения задания, способа действия.
Особенностью коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по развитию звукопроизношения является ее индивидуализация.
Вся работа состоит из нескольких этапов:
1) Подготовительный этап – предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосовых упражнений.
2) На втором этапе постановки звука используются: зрительный образ артикуляции, детей слуховой образ звука, изучили кинестетические, тактильные и тактильно-вибрационные ощущения.
3) На третьем этапе проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умением выделять звук в слове и так далее.
4) Обязательным этапом работы дифференциация звуков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.
Формирование грамматического строя речи у умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:
1)формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения;
2)формирование слововоизменения и словообразования;
3)развитие связной речи.
Хочется отметить, что последнее время в коррекционной работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди которых: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Список используемых источников.
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления иречи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры,упражнения, диагностика. / Е. А. Алябьева. – Издательство: Сфера, 2010 г. – 112 с. – 5-89144-568-9.
2. Визель Т. Речь и проблемы общения у детей. / Т. Визель. – Издательство: Сфера, 2010. – 32 с. – 588923112 Х.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией Малова Л. М., Штутина Л. М. : Издательство: АСТ, 2010 г. – 678 с. – ISBN : 978-5-17-049976-2
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – ISBN : 978-5-89814-379-4.
5. Давидова А. Влияние психофизических отклонений на состояние речевого развития ребенка / А. Давидова // Дефектология. – 2007. – №11. – С. 49 – 51.
6. Коррекционная педагогика. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи. https://studfile.net/preview/4200662/page :28 ( дата обращения: 28.10.200).
7. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. М. под редакцией Бондарчук О. А., методические рекомендации. Издательство: Просвещение, 2011 г. – 175 с. – ISBN : 978-5-09-017191-5.