Получи документы

«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Устинова Лариса
«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь-это процесс общения;Язык -система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения.

Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

Она реализует несколько потребностей человека (ребенка) : коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую).

Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Темочки:

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину)факторов умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой, 1956).

1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриона;

2) патология внутриутробного развития (воздействие инфекций, интоксикаций, травм);

3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

1) дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2) имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3) идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. в Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить к 4 – 5 годам. С точки зрения развития речи речи детей с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с хорошо развитой в речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.

Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; мимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, изучение употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.

Умственно отсталые дети значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большинство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способностей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности, а также социальное окружение, в котором находится ребенок до поступления в школу.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется различными методами.

К практическим методам относят:

Упражнения подразделяются:

•подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);

•конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);

•творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);

•речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);

•игровые (имитация действия, повадок животных, которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

К последнее наглядным методам относят:

•наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);

•рассматривание рисунков, картин, макетов;

•демонстрация диафильмов и кинофильмов;

•прослушивание аудиозаписей;

•показ образца выполнения задания, способа действия.

Особенностью коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по развитию звукопроизношения является ее индивидуализация.

Вся работа состоит из нескольких этапов:

1) Подготовительный этап – предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосовых упражнений.

2) На втором этапе постановки звука используются: зрительный образ артикуляции, детей слуховой образ звука, изучили кинестетические, тактильные и тактильно-вибрационные ощущения.

3) На третьем этапе проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умением выделять звук в слове и так далее.

4) Обязательным этапом работы дифференциация звуков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.

Формирование грамматического строя речи у умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:

1)формирование глубинно-семантической и поверхностной структуры предложения;

2)формирование слововоизменения и словообразования;

3)развитие связной речи.

Хочется отметить, что последнее время в коррекционной работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди которых: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Список используемых источников.

1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления иречи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры,упражнения, диагностика. / Е. А. Алябьева. – Издательство: Сфера, 2010 г. – 112 с. – 5-89144-568-9.

2. Визель Т. Речь и проблемы общения у детей. / Т. Визель. – Издательство: Сфера, 2010. – 32 с. – 588923112 Х.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией Малова Л. М., Штутина Л. М. : Издательство: АСТ, 2010 г. – 678 с. – ISBN : 978-5-17-049976-2

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – ISBN : 978-5-89814-379-4.

5. Давидова А. Влияние психофизических отклонений на состояние речевого развития ребенка / А. Давидова // Дефектология. – 2007. – №11. – С. 49 – 51.

6. Коррекционная педагогика. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи. https://studfile.net/preview/4200662/page :28 ( дата обращения: 28.10.200).

7. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. М. под редакцией Бондарчук О. А., методические рекомендации. Издательство: Просвещение, 2011 г. – 175 с. – ISBN : 978-5-09-017191-5.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 09:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»» (включая файлы) размещена пользователем Устинова Лариса (УИ 2098159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД