Надежда Максимова
«Осень». НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать
НОД по развитию речи в подготовительной группе
Конспект НОД Образовательная область «Коммуникация». Вид: Развитие речи, подготовительная группа.
Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №239», г. Кемерово
Тема: "Осень"
Цель: закрепление употребления языковых единиц по теме «осень».
Задачи:
Активизировать имеющиеся знания и представления об осени, закреплять названия осенних месяцев;
Продолжать учить строить предложения.
Публикация «„Осень“, НОД по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Обогащать речь за счет употребления прилагательных, существительных, глаголов.
Развивать активный словарный запас.
Формировать представление об осенних красках.
Развивать эстетическое воспитание обращать внимание детей на красоту природы, вызвать чувство радости.
Оборудование:
демонстрационные картинки «Времена года»; запись с шумом осеннего леса, демонстрационный материал с изображением дерева, нарисованное дерево с контурами листочков.
Ход занятия:
Слушай, не ленись, красиво говорить учись. (Хоровое произнесение)
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел? (У воспитателя в руках Петрушка).
Петрушка будет с нами играть в интересные игры. Но сначала мы должны поздороваться друг с другом.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая их кончиками).
Аудирование.
Петрушка шел к нам по лесу. Послушайте, какие звуки он слышал.
(Воспитатель предлагает послушать детям звуки осеннего леса).
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Какие звуки вы услышали? Какие предметы издавали звуки? Ребята, а вы ветер слышали?
(Воспитатель предлагает детям изобразить дуновения ветра).
I.Сообщение темы занятия:
Итак, мы с вами в лесу. Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
1. Работа с наглядностью (с картинкой).
Воспитатель: Правильно! Ребята, вы, наверное, догадались, что все слова, которые мы будем употреблять во время нашего путешествия, связаны с осенью. (Воспитатель показывает картинки с изображением времен года и просит детей показать картинку с изображением осени).
2. Закрепление времени года. Работа с демонстрационным материалом «Дерево».
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, где мы с вами находимся? (В лесу).
А что растет в лесу? Правильно, деревья.
- Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (красным, жёлтым, багряным, коричневым, и т. д.)
- Подберите много- много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, и т. д.)
Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели)
Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились)
Листья осенью красивые, а стали ещё (Красивее.)
И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
3. Физкультминутка. (музыка «Осенний дождь»)
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо, влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
4. Закрепление знания осенних месяцев.
Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (1-Сентябрь, 2- Октябрь, 3-Ноябрь).
Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя)
Какие изменения в природе происходят ранней осенью? (ответы детей).
Как можно назвать осень в октябре? (золотая)
Какие изменения в природе происходят золотой осенью? (ответы детей).
Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Какие изменения в природе происходят поздней осенью? (ответы детей).
II.Основная часть.
1. Зрительное восприятие. (На доске дерево с контурами листочков).
Воспитатель: В осеннем лесу вы слышал завывание ветра. Ребята, посмотрите на доску: листочки долетели до моей доски и расположились на листе. Посчитайте, сколько листочков?
Правильно, ребята! На доске 3 листочка. А теперь давайте еще сильнее подуем, как осенний сильный ветер. Молодцы! Посмотрите, вы так сильно и хорошо дули, что листочки прилетели к вам.
(Воспитатель раздает детям кленовые белые листочки с изображением ветра, листопада, дождя).
2. Словесно-логическое мышление; знакомство с новым словом.
Воспитатель: Ребята, осень необычное время года и очень красивое. Но что же бывает осенью, вы узнаете, отгадав загадки. Отгадав загадку, поднимите листочек те дети, у кого изображена отгадка на листочке.
Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет. (Ветер)
Летит черная птица,
Одним крылом всю землю накрывает,
Дождем посыпает. (Туча)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
По ветру летит,
В воздухе кружит,
Жёлтою монеткой
На траве лежит. (Лист)
Воспитатель: Ребята, послушайте слова-отгадки. Какое из этих слов звучит длиннее, чем другие?
Конечно, это слово «листопад». Оно звучит длиннее, чем другие слова, потому что образовано из двух слов. Каких?
(Воспитатель подводит к правильному ответу).
Да, конечно, это слова «листья» и «падают». Что это за осеннее явление? Кто расскажет?
III.Зрительная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть листопад?
(Электронная глазодвигательная гимнастика: «Листья желтые»).
IV.Работа со словом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои листочки и назовите ласково те предметы, которые на них изображены.
1. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
«Назови ласково»: туча, ветер, листопад, дождь, лист. (Дети по одному образовывают новые слова, а затем повторяют хором).
Воспитатель подводит итог: Вот сколько названий предметов мы узнали и вспомнили.
2. Работа с прилагательными.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в осеннюю игру: «Доскажи осеннее словечко».
Лето жаркое, солнечное, а осень…. (холодная, пасмурная).
Летом облака белые, пушистые, а осенью тучи….(хмурые, тяжелые, серые).
Летом ветерок легкий, теплый, а осенью ветер….(пронизывающий, холодный).
Летом дождик мелкий, теплый, а осеню дождь….(ледяной, проливной).
Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
Воспитатель: Назовите признаки тучи, признаки ветра, признаки листопада, признаки дождя. Ребята, вот сколько слов-признаков мы вспомнили. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и сделать привал в лесу.
3. Динамическая пауза.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал.
(Поднимают руки вверх и
наклоняются из стороны в сторону).
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
(Загибают по одному пальцу на обеих руках
одновременно на каждое название).
вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Дети наклоняются и показывают рукой на тропинку)
4. Работа с действиями предметов.
Воспитатель: И мы двигаемся дальше по лесу. И сейчас я предлагаю вам вспомнить еще одни слова, которые обозначают действия предмета.
Игра: «Подбери противоположное слово-действие».
Лето закончилось, а осень… (наступила).
Летом дождик капает, а осенью (льет).
Летом ветерок ласкает, а осенью….(дует, завывает).
Воспитатель подводит итоги: Назовите слова-действия к слову: туча (что делает); ветер (что делает); дождь (что делает).
V.Связная речь.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Передай мяч!». Будем составлять предложение про осень, передавая друг другу мяч по кругу.
Мое предложение: «Осенью падают листья». Продолжите…
VI.Итоговая часть.
Воспитатель:А сейчас надо вернуться в свою группу. Путь у нас был не легкий, а обратно еще труднее. Пока мы путешествовали, лили сильный дождь и на дороге остались лужи.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. По команде ведущего дети должны пройти по дорожке. Главная задача играющих - не разорвать единую цепь, не наступить на осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.