Людмила Лактионова
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой "Осень".
Воспитатель МБДОУ детский сад №19
Лактионова Л. В.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе, Рассматривание репродукции картины М, Башкирцевой „Осень“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Программные задачи: Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме "Осень". Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, мышления, воображения. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине. Формирование целостного представления изображенного на картине.
Оборудование :"СD- проигрыватель,СD-записью курлыканья журавлей, мольберт,репродукция картины М. Башкирцевой "осень", корзинка с сухими листьями,контейнер с каштанами, желудями, орехами, листьями, травой, камушки ;шелковый платок, предметные картинки с изображениями грибов и корзинок.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе поздней осенью ;за тем,что листья опали,цветы и трава засохли,насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короче,а ночи длиннее. Разучивание стихотворения Е. Благининой "Улетают, улетели. "
Ход занятия:
Дети сидят на стульях. Перед ними на мольберте репродукция картины М. Башкировой «Осень», Звучит звукозапись журавлиного крика.
.
Воспитатель: Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали,
Да как сеть мелькали
Вот над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
А. Фет.
О каком времени года это стихотворение?
Дети: Это стихотворение об осени.
Воспитатель: А какой период осени (ранняя осень, золотая, или поздняя?
Дети: Это стихотворение о поздней осени.
Воспитатель : Правильно, ребята, это стихотворение о поздней осени. Вот и наступила поздняя осень. Все реже выглядывает солнышко из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?
Дети: Это крики журавлей.
Воспитатель: Верно. Это журавли покидают родину до весны и, грустно курлычут, улетая. Давайте вспомним стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах. Следите за произношением звуков. Старайтесь говорить четко и выразительно.
1-й ребенок
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
2-й ребенок.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
3- ребенок.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде на гряде.
4- ребенок.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель:
Давайте вспомним, какие птицы улетают на юг осенью.
Дети: Осенью улетают на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли, кукушки, стрижи.
Воспитатель: Правильно ребята Как называются эти птицы одним словом.
Дети: Этих птиц называют- перелетными.
Воспитатель привлекает внимание к картине.
Воспитатель: ребята посмотрите на картину на мольберте и скажите, какое время года изображено на ней?
Дети: На картине изображена осень.
Воспитатель: Правильно. Эту картину написала художница Мария Башкирцева. И назвала ее "Осень"
Давайте все вместе произнесем и запомним имя и фамилию художницы. (дети повторяют за воспитателем имя и фамилию художницы.)
Так кто написал эту картину. Настя? Миша,Кирилл?
(ответы детей)
Ребята посмотрите на картину и опишите настроение,возникающее у вас при рассматривании.
(дети рассказывают о своих впечатлениях.)
Воспитатель: Вы все отвечаете,что вам грустно, когда смотрите на эту картину. Почему?
В каких тонах она написана? Что навивает на вас грусть
1-й ребенок: Картина написана не яркими красками.
2-ребенок: Аллея на картине тонет в холодном тумане.
3-й ребенок: Деревья почти голые.
Воспитатель: Как вы думаете. какой период осени отобразила Мария Башкирцева в своей картине?
(если дети затрудняются, воспитатель вспоминает все периоды: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.)
Какие листья на деревьях?
Дети: Листья сухие, не яркие
-Трава вдоль дороги уже пожелтела и засохла.
-Грязная дорога. На ней лежат кучи сухих листьев.
Воспитатель: давайте посмотрим, что находится слева от дороги.
Дети: Слева от дороги глубокая лужа.
Воспитатель: Как вы думаете, а какая в луже вода? Теплая или холодная?
давайте с вами рассмотрим что находится с права в глубине, за аллеей.
Дети: Справа в глубине находится мостик над рекой (каналом). Там тоже холодная вода.
Воспитатель: А почему в луже и канале холодная вода?
Дети: Потому, что солнце греет не так горячо, реже. Утром бывают морозы и т. д.
Воспитатель: Давай теперь посмотрим на небо. Какое оно?
почему его не видно?
Дети: Неба не видно, потому что все закрывает туман.
Воспитатель: Каким бывает воздух во время тумана?
Дети : Воздух влажный, сырой, холодный.
Воспитатель: Как вы думаете ка кое время суток изображено на картине?
Дети: На картине изображено утро. Раннее утро.
Воспитатель: Что мы можем услышать в это время на пустых аллеях парка?
Дети: На аллеях тихо.
Воспитатель: А почему утром на аллее так тихо?
(куда подевались птицы, насекомые)
Дети: Птицы уже улетели, насекомые спрятались. Только слышно как тихо шелестят листья на земле.
Воспитатель: Да, действительно. Листья шелестят чуть слышно,потому что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.
(упражнение "Осенний ветер" Воспитатель высыпает сухие осенние листья на стол,предлагает присесть детям на корточки с одной стороны стола, так чтобы листья находились на уровне губ.
Воспитатель:
Задрожали листы, облетая.
Тучи неба закрыли красу.
С поля буря ворвалась злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
А. Фет.
Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой. не раздувая щек.
(дети дуют по команде воспитателя.)
Ой, какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберем листья в корзинку.
(дети собирают листья)
Ребята садитесь на стулья и закрывайте глаза Я хочу вам предложить очень интересное задание. Я поставлю перед вами коробочку, а вы опустите в неё по очереди руки. Я закрою коробочку платком. Вы,откроете глаза и расскажет, что нащупали в контейнере, какие это предметы на ощупь. Хочу подсказать,я нашла эти предметы на аллее осеннего парка.
(дети ощупывают предметы в накрытой платком коробке и рассказывают о своих впечатлениях.)
дети: Я нащупал желудь-он гладкий, овальный. приятный на ощупь.
-Я нашел каштан он большой и колючий.
-Я нашла листик клена. Он большой, легкий, сухой.
Воспитатель :
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо описали найденные предметы. Кто мне скажет где я их нашла?
(воспитатель убирает платок с коробки дети рассматривают предметы.)
Сейчас мы поиграем с вами в игру "осень"
(проводиться игра на координацию речи с движением)
Осень. По утрам морозы -- Встают на носочки поднимают руки вверх В рощах желтый листопад--кружатся на носочках руки на поясе.
Листья около березы --приседают
Золотым ковром лежат-- плавные движения руками.
В лужах лед прозрачно-синий --Бегут по кругу.
На листочках белый иней--садятся на стулья руки на коленях.
Е. Голован.
Ребята у меня для вас есть еще одно интересное задание. На столе перед вами лежат карточки. Вы должны. кого я выберу отобрать карточки по количеству слогов. Давайте посмотрим и назовем то, что изображено на них (дуб, (бе-ре-за,ли-па, гриб., еж, ту-ча и т. д.)
Настя будет отбирать карточки где изображены предметы,в названиях которых только один слог. Рома- карточки в названии которых два слога. Ну а Макси карточки где изображены предметы в названии которых три слога.
(Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает проверить правильно ли выполнили задание дети)
По кончанию занятия воспитатель делает оценку работы детей предлагает вспомнить чем они занимались на занятии.