Ирина Браковенко
Конспект занятия НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: интегрированное занятие «Осень»
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей воспринимать музыкальное произведение П. И. Чайковского.
Развивающие задачи:
Развивать умение сопоставлять художественное произведение с личным опытом и реальностью.
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику.
Продолжать учить детей работать с природным материалом.
Расширять представление детей об окружающем мире. Приобщать детей к миру прекрасного.
Способствовать развитию сенсомоторики, совершенствовать координацию движений.
Развивать любознательность, внимание, мышление.
Формировать благоприятный эмоциональный настрой.
Воспитательные задачи:
Формировать личностное отношение к картине.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Прогулка в сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.
Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
Изготовление поделок совместно с родителями.
Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.
Активизация словаря: хмурая, дождливая, поздняя, ранняя, ветреная, сухая.
Материалы и оборудование:
иллюстрации по теме «Осень»;
магнитофон;
пластиковые бутылки с бумажным наполнителем для дыхательной
гимнастики;
листочки деревьев муляжи;
репродукция картины И. Левиана с изображением золотой осени;
пластилин, трубочки питьевые зелёные.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них и поздаровайтесь с ними. Молодцы ребята.
Воспитатель: А сейчас присаживайтесь и послушайте загадку:
Вот художник, так художник все леса позолотил! Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать вас просим, что же это: "Осень".
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы поговорим про осень. Осень бывает разной. Какой бывает осень? (Ответы детей: грибная, лиственная, яркая и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! А скажите мне, дети, кто пишет картины? (Художники). Кто пишет стихи? (Поэты). Кто пишет музыкальные произведения? (Композиторы).
Давайте с вами послушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского.
- Дети, какое настроение с помощью звуков передал нам композитор?
(Ответы детей: Грустное, унылое, тоскливое)
Да, верно, скорее всего он описывал позднюю осень. Молодцы.
А теперь внимательно посмотрите на картину.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце!
- Дети, вы знаете, кто написал эту картину? (Исаак Левитан)
- Какое время года изображено на картине? (Осень)
- Почему вы так думаете?
- Какие краски использовал художник при написании картины?
- Что изображено на переднем плане картины? (Река)
- Какая она? (Тихая, спокойная, зеркальная, глубокая. .)
- Что художник изобразил на левом берегу реки? (Лес, одинокая берёза)
- Что он изобразил на заднем плане картины?
- Какое настроение вызывает картина?
Стук в дверь. Звучит музыка заходит старичок - лесовичок.
Я старичок - лесовичок
И лес люблю я очень!
Ведь это дом огромный мой
Скажу вам, между прочим.
Здравствуйте мои друзья
Очень рад вас видеть я!
А давайте поиграем
Из игры мы всё узнаем.
Что вы знаете про осень?
Дети рассказывают стихи:
Афанасий Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей,
Всё грачи летали,
Да, как сеть, мелькали,
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Мы старичок- лесовичок можем не только стихи читать, но и песни петь. Давайте споём песню " Ласковая осень".
(Дети поют песню)
Лесовичок: А теперь отгадайте мою загадку!
Летит, а не птица
Воет, а не зверь. (Ветер)
- А знаете ли вы, что такое ветер. (Ответы детей).
- А вы хотите попробовать поиграть как ветер?
Дети: Да!
- Тогда не зевать
Волшебные бутылочки возьмите скорей
И в трубочки сильней.
Начнутся танцы в них тот час
И это будет просто класс!
Залетает ветер.
- Я ветер осенний повсюду летаю
С кустов и деревьев листву обрываю.
Дождями холодными в окна стучу,
Я вольный, я делаю всё, что хочу!
Рассыпает листья.
Игра с листьями.
- Ребята, мне уже пора в лес. Я вам подарки оставляю, всего хорошего желаю. Дети дарят букет из листьев. Лесовичок уходит.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня рассматривали картину, и слушали музыкальное произведение, и пели, и играли, и танцевали. Старичку- лесовичку вы подарили красивый осенний букет. А теперь давайте сделаем для наших гостей подарки осенние цветы. Какие осенние цветы вы знаете? Ответы детей. (астры, дубки, хризантемы.)
Дети проходят на свои места и по образцу воспитателя делают цветы. По завершению работы дарят их гостям. Воспитатель подводит итог занятия.
Занятие окончено.