Лариса Томинова
Конспект НОД по развитию и выразительности речи в старшей группе «Осень бывает разная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Цель:
Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, эмоционально откликаться на нее. Пробуждать добрые, светлые чувства, радость, желание любоваться красотой осенней природы, поэзией.
Публикация «Конспект НОД по развитию и выразительности речи в старшей группе „Осень бывает разная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять в умении образовывать глаголы от имени прилагательного; отвечать на вопросы полными предложениями; закрепить признаки осеннего времени года.
Предшествующая работа:
экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, слушанье музыкальных произведений.
Ход:
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Старичка- Лесовичка : «Дорогие мои маленькие друзья! Приглашаю вас в гости к моим верным друзьям: деревьям, птицам, насекомым. Мы совершим путешествие в мир природы. Осень хотела доказать, что она самое прекрасное время года: она окрасила деревья в золотисто - багряные цвета, что привело всех в восторг, щедро одарила людей урожаем, заманила в лес за грибами. В ответ Осень ждет от вас хвалебных слов в свой адрес. Желаю удачи!».
Вот такое письмо. Принимаем приглашение от Лесовичка?
Напомните, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень).
Воспитатель: Осень бывает разная. Ранняя - это какая осень?
(деревья становятся желтыми. Это - золотая осень).
Поздняя осень (деревья сбросили листья).
-Поэты, художники, композиторы очень красиво умеют рассказать об осени словами, музыкой, красками. Давайте и мы с вами поговорим об осени ярко и интересно.
-Ребята, мы с вами учили много стихов об осени. Предлагаю вспомнить стихотворение, «Ах, осень, осень…», которым мы встречаем это время года.
Чтение стиха: Ах, осень, осень,
Кем ты послана?
Пришла…
Ну, что стоишь,
Желтоволосая?
Располагайся, проходи!
-Как вы думаете, понравилось Осени такое чтение?
-Как нужно прочитать его? (восторженно, приветливо).
-Когда любуешься природой, на душе становится светло и радостно! Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому!
- Я предлагаю рассмотреть картины о природе. Ребята, кто знает, как называются такие картины? (Пейзаж).
-О чем хотели рассказать в этой картине художники? (о красоте осенней природы).
-Какое настроение вызывают у вас пейзажи о осени? (радостное, веселое, бодрое, светлое).
-Какие краски использовали художники? (золотистые, желтые).
-А сейчас я предлагаю поиграть в стихи –загадки. Кто желает прочесть стихотворение «Осень наступила»?
Чтение стихотворения. Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
-Отлично, как вы думаете, к кокой картине это стихотворение подходит больше всего? (находим пейзаж подходящий к стихотворению).
-Ребята, какое настроение передает стих? (грустное, унылое, печальное).
-О каком периоде осени говорит поэт? (поздняя осень).
-Изобразите, пожалуйста, на доске грусть, печаль.
-Но ведь осень не только печальное время года. Осенью люди радуются красоте осенней природы, листопаду. Стихи могут быть озорными. Давайте мы похвалим Осень-озорницу? Мы знаем стих поэта Разводова «Озорники».
Читаем стихотворение. Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь-,
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья.
Дождь из листиков и я!
-Прекрасное стихотворение! С каким настроением его надо рассказывать?
(с радостным, игривым).
-Изобразите на доске эмоцию радости.
-А сейчас предлагаю игру на сообразительность.
Игра «Что случилось с листьями?».
Красные – покраснели опавшие - опали
Рыжие – порыжели золотые – стали золотыми
Черные – почернели сухие - высохли
Рыжие – порыжели бурые – побурели
-Молодцы! Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. О ком идет в ней речь?
Кто в полях шумит пшеницей?
Кто летит крылатой птицей?
Кто играет проводами?
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну морскую гонит?
(Ветер).
-Давайте представим, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался и раскачивает на ветвях шишки, желуди…
Дети выполняют упражнение на дыхание.
-Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на шишки, вытяните губы трубочкой, поднимите плечи, не раздувайте щеки, подуйте с силой.
-Ветер утих. Послушайте еще одну загадку:
В белом сарафане
Встала на поляне
Летели синицы,
Сели на косицы.
Ее узнаешь по примете:
Нет деревца белей на свете!
(береза).
-Давайте, ребятушки, поспешим к березке, заждалась она нас.
Звучит музыка Теличеевой «Березка».
-Какую музыку по настроению вы слушали? (грустную, печальную).
-Я думаю, что это злые козы обидели березку, погрызли кору, и, ушли, не залечив ранку. Дерево может погибнуть. Давайте поможем дереву. Ранку замажем глиной или землей, и, тогда березка снова зашелестит листвой.
-Кто хочет рассказать стихотворение о березке?
Чтение стихотворения. У красы березки платье серебрится.
У красы березки желтые косицы.
Со двора к березке выбежали козы.
Стали гнуть березку, а березка - в слезы.
Защищать березку мы бежим гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.
-Слышите, какой переполох в березовой роще? Я, кажется, знаю, из-за чего он возник. Вы, ребята, тоже узнаете причину, когда прочтете следующее стихотворение. Предлагаю стих начать читать мальчикам. А продолжат девочки.
Чтение стихотворения. Осень, по утрам морозы,
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Кричит ворона в небе :-Кар!
В лесу пожар! В лесу пожар!
А было просто очень:
В нем поселилась –Осень!
-С каким чувством читали стих? (с тревогой)
-С помощью чего автору удалось передать эту тревогу? (вороны).
-Еще Лесовичок предлагает нам такую игру.
Игра «Разноцветные круги».
В корзине лежат круги – красные, белые, зеленые, желтые. Детям предлагаю выбрать по одному кругу, и, объяснить, какое время года обозначает каждый круг.
Белый, зима – все белеет
Красный, лето – лето красное
Зеленый, весна –все зеленеет
Желтый, осень – все желтеет
-Мне понравились ваши объяснения. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.
Предлагаю рассмотреть картинки. Подберите ту, которая подходит к вашему времени года. Как только я досчитаю до трех. Вы возьмете нужную картинку и поднимите ее вверх. Игра на скорость: 1 – 2 – 3 –бери! (дети объясняют, почему выбрали ту, или иную картинку).
-Молодцы! Отправляемся дальше. Что это такое? (желуди).
-Кто знает, с какого дерева этот плод? (с дуба).
Давайте подойдем к дубу. Смотрите, здесь записка:
«Я старый сильный дуб. Мне не страшны бури. У меня сильные, глубокие корни. Из моей древесины строили корабли. Делают мебель. Моя кора-лекарство для десен. А если листики положить в банку с огурцами, они будут хрустящими и крепкими».
Какое замечательное дерево! Мы и о нем знаем стихотворение И. Токмаковой «Дуб».
Чтение стихотворения. Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит – закаленный!
-Как читали это произведение? (громко, четко, уверенно).
-Лесовичку понравилось как вы читали стихи об одном из красивейших времен года – Осени.
Уходит осень, но нам оставила о себе в память разноцветные листья. Давайте сделаем аппликацию и украсим ее нашу группу.
Дети выполняют аппликацию из листьев. Звучит музыка П,И. Чайковского «Времена года. Осень».