Любовь Емельянова
Организация занятий по физической культуре с учетом гендерного аспекта
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. В условиях недефферинцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в которых размываются границы между мужскими и женскими социальными ролями, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения затрудняется.
Публикация «Организация занятий по физической культуре с учетом гендерного аспекта» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов в области воспитания детей разного пола. Женщину в девочке – так же, как мужчину в мальчике, - нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Как правило, среда дошкольного учреждения не содействует полоролевой социализации мальчиков и девочек.
Физическое воспитание мальчиков и девочек в большинстве дошкольных учреждениях сегодня практически не имеют различий: те же упражнения, а же нагрузка, та же методика обучения. Половое различие упоминается лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Учет половых особенностей дошкольников, в процессе занятий физическими упражнениями, можно вести по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействия в процессе выполнения физических упражнений, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.
Подбор упражнений зависит от способа организации непосредственно образовательной деятельности, всего их два:
1. непосредственно образовательная деятельность по физической культуре один раз в неделю проводится отдельно для мальчиков и для девочек. В этих целесообразно обучать упражнениям, требующих разных методических подходов для мальчиков и девочек (например, метание) и заниматься теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей (например, с мальчиками – футболом, хоккеем; с девочками – упражнениями с лентами и т. д.). Сюжетное занятие или использовании большой тематической игры также может иметь особенности в зависимости от пола.
2. Все занятия проводятся совместно, но часть занятий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятия тоже имеет две разновидности:
В подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание;
На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях- исходное положение; в полосе препятствий – условия преодоления препятствий: мальчики перелазают, девочки подлезают, в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движения; в упражнении на развитие силы, мышц – дозировка).
В этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
- Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, так в группе всегда можно выделить мальчиков с низким уровнем физической подготовленности, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно.
В то же время требования полоролевого воспитания предполагают формирование у детей установки: мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность.
В этих условиях педагог должен так организовать занятие, чтобы постоянно акцентировать внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения и тем не менее не Насти вред здоровью.
Этого можно добиться, используя разные варианты задания. Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения лежа» значительно усложнятся, если ребенок не помогает себе руками, а держит их за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют восемь раз, а мальчики, т. к. они будущие мужчины, - десять. А потом не привлекая внимания детей. предлагаем физически не подготовленным мальчикам выполнить это упражнение с махом рук, а девочкам, для которых не представляет сложности, в положении руки за головой.
Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции организма на физическую нагрузку.
Приложение № 7
Педагог должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников, особенно девочек.
- Методика обучения сложным двигательным действиям. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как для девочек они вызывают значительные трудности и требуют большого времени для овладения (например, метание в дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения легкие для девочек и трудные для мальчиков (например. Прыжки через скакалку).
Это требует от инструктора изменения методических подходов, что приводит к необходимости по-разному выстраивать различные «технологические схемы» овладения данным видом движения для девочек и мальчиков (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования).
- Педагогическое руководство двигательной активностью детей.
Педагог, организуя двигательную активность должен помнить, что она во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.
Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен выделять время для дополнительных занятий с детьми с повышенной потребностью в движениях (в основном с мальчиками) и определять, чем в это время будут заниматься девочки. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и выбором системы занятий в секции.
Кроме того, для нормального развития мальчиков требуется освоение большого пространства. Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении двигательной деятельности, поэтому на них следует обращать внимание при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения, требующие большой двигательной активности.
Известно, что мальчики больше подвержены стрессу. У мальчиков сложнее происходит адаптация к новой ситуации. А физические упражнения служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.
Нужно помнить, что мальчики чаще задают вопросы ради получения информации, поэтому и ответ педагога должен быть конкретным; девочки же задают вопросы для установления контакта со взрослым, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказываний.