светлана сяйлева
Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода
Не для кого не секрет, что современные девочки и мальчики, посещающие детское учреждение, воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму. Большинство программ для образования составлено с учетом психолого – физиологических особенностей детей. Однако в них мало внимания уделяется гендерному воспитанию. А как известно умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Публикация «Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми идет через решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устой речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В связи с этим на каждом возрастном этапе решаются определенные задачи.
Задачи младшего дошкольного возраста:
Налаживать общение на разнообразные темы;
Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями;
Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов.
Задачи старшего дошкольного возраста:
Налаживание диалогического общения со сверстниками в разных видах деятельности;
Обсуждать нравственные проблемы;
Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.
Что же такое общение?
Общение - это взаимная активность, предполагающая встречную направленность партнеров, имеющая своё содержание: это совместная деятельность, тема разговора, обмен мнениями или просто ответная улыбка.
Существуют следующие средства общения:
• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела);
• предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения;);
• речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Так же существуют три группы функций общения:
Информационно-коммуникативная группа :
- умений вступать в процесс общения;
- соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми;
- эмоционально и содержательно выражать мысли;
- пользоваться рисунками, схемами.
Регуляционно-коммуникативная группа :
- умений согласовывать свои действия, мнения, с потребностями товарищей по общению;
- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
- применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;
- оценивать результаты совместного общения.
Аффективно-коммуникативная группа :
- умениях делиться своими чувствами, интересами, с партнерами по общению;
- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Методы формирования навыков общения
-Игровые
-Словесные
-Наглядные
-Практические.
Формы формирования навыков общения
-Развивающие и подвижные игры;
-Психогимнастика;
-Театрализованная деятельность;
-Чтение художественной литературы;
-Проблемные ситуации;
-Этические беседы …
Как же идет формирование навыков общения с учетом гендерного подхода?
Следует отметить, что полоролевые отношения и гендерные – понятия близкие, но не тождественные.
Пол человека – это характеристика анатомобиологических отличий и их функций у мужчин и женщин.
Гендер – это социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, это культурная маска пола, или то, что принято думать в обществе о женщине и мужчине.
Гендерная культура предполагает:
1) Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.
2) Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.
3)Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
Задачи в работе с детьми:
Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру, культуре отношений между мальчиками и девочками;
Формирование адекватной полу модели поведения;
Знакомство с правилами поведения и этикета.
Задачи перед педагогами :
Проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми;
Умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении.
Работа по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения проводится через:
занятия дополнительного образования,
НОД,
сюжетно-ролевые игры;
досуговые мероприятия;
этические беседы, решение моральных ситуаций:
экскурсии;
индивидуальные беседы.
Формирование гендерного развития в процессе НОД :
Система состоит из трех разделов, имеющих свои цели и задачи.
Раздел 1. Мужчина и женщина — какие они?
Содержание данного раздела призвано сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях, обязанностях; о мужских и женских профессиях:
Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.
Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.
Учет особенностей мальчиков и девочек при организации деятельности:
1. При организации занятий следует учитывать особенности развития мозга детей, например, мальчики выполняют задания в виде кроссвордов, разнообразных головоломок, девочки типовые задания, выполнение по шаблону, образцу
2. Работоспособность мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия. Девочки набирают работоспособность с самого начала занятия, поэтому их следует более активно привлекать к выполнению заданий в начале занятия.
Методы и приемы для обогащения речевой деятельности детей
• Метод диалога:
• с героем произведений
• с предметами
• с животными
• с игрушками и.
• Метод беседы и обыгрывания сюжетов
• «Я девочка, как мама»
• «Я мальчик, похож на.»
• «В семье ждут гостей»
Обогащение речевой деятельности детей через чтение художественных произведений:
«Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка -Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Айболит», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Формирование гендерной модели в сюжетно-ролевых играх:
Совместные игры мальчиков и девочек:
«Автосервис» (мальчики- шоферы, ремонтники, пожарные; девочки - автозаправщицы, мойщицы, продавцы)
Мальчики:
- Игры героической тематики:
«Военные», «Спасатели» …
Девочки:
- Игры семейно-бытовой тематики:
«Семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин».
Создание предметно-развивающей среды :
Элементы мини-среды:
- мужского и женского труда;
- куклы-мальчики, куклы-девочки ;
- схемы-действия отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
- уголок красоты;
- среда светского этикета