Елена Дрегало
Консультация «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога».
На занятиях, для успешного запоминания полученной информации, детям необходимо создать условия психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) – психологическая безопасность
Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспеченно успешное психическое развитие ребенка, а следовательно и более быстрое восприятие информации.
Публикация «Консультация „Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психолог и логопед: В начале года я провожу обследование, с целью выявления детей, нуждающихся в коррекции речи. На ряду с логопедическим обследованием, я провожу изучение индивидуальных особенностей детей. Это требует значительного времени и систематического наблюдения за ребенком. С этой целью я веду дневник, в котором записываю характеристики поведения воспитанника.
Когда группа набрана и наблюдения завершены, вместе с педагогом-психологом проводим совещание на котором производим обобщение результатов наблюдения. Результатом таких совещаний, является определение типа темперамента ребенка.
Тип темперамента психологи советуют определять, внимательно следя за речью ребенка. Если она громкая, быстрая, отчетливая, с правильными интонациями, сопровождается жестами, выразительной мимикой, это говорит о признаках сангвинистического темперамента. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, размеренная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики, это может свидетельствовать о проявлении флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся, а меланхолического – приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.
В изучении индивидуальности каждого ребенка для меня важен так называемый «интимный контакт», т. е. установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во мне человека который интересуется им и его переживаниями. Такой контакт играет важную роль в моей деятельности, моего влияния на ребенка и помогает установить взаимопонимание и доверие.
В результате совместной работы с психологом мы делим детей зачисленных на логопункт на 2 группы:
Активные
• Холерики
• Сангвиники
Пассивные
• Флегматики
• Меланхолики
Осуществляем помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживаем процесс развития; занимаемся глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществляем индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности осуществляем методическую работу, разрабатываем проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
В условиях нашего ДОУ поставлены и решаются следующих задач:
Задачи работы логопеда:
Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Систематическое проведениекоррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога:
Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
Развитие памяти, внимания, мышления,пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкоймоторики.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
развитие артикуляционной моторики;
развитие мелкой моторики и координации движений;
формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
обогащение словарного запаса;
формирование грамматического строя речи;
формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
Решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Проводимая воспитателями работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных причин (отсутствие у работников дошкольного воспитания достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.
Возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедами и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. Воспитатели знакомятся с результатами ежегодного комплексного логопедического обследования детей,получают рекомендации для индивидуальной работы с детьми имеющими нарушения в речи. Используют эти рекомендации в учебном и совместном блоках, в течение дня
Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы – создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки. Нами отслеживается соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, даются рекомендации воспитателям по ее обогащению. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопедов показывает, что тесное сотрудничество помогает в решении задач коррекционного воздействия. Повысилась эффективность работы логопункта, увеличился процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением. Представленная система взаимодействия логопедов и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.