Надежда Мальцева
Организация двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
В обучении, развитии и воспитании детей особое значение имеет сохранение, укрепление и охрана здоровья, всестороннее развитие каждого ребенка во всех видах деятельности.
Публикация «Организация двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования всех внутренних органов и систем организма, развития двигательных качеств, ребенка. Чем больше движений приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его развития. Двигательная активность не только способствует развитию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма, способствует активизации всех основных физиологических функций организма. Недостаточная двигательная деятельность отрицательно сказывается на состоянии здоровья, поэтому важно создать условия для двигательной активности детей, сформировать интерес к освоению новых движений, проявлению самостоятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание и организацию рационального двигательного режима, представляющего собой чередование бодрствования, сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок, самостоятельной деятельности детей, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов.
Особенно значима роль двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста, которые, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Правильно организованный двигательный режим дает возможность ребенку старшего дошкольного возраста испытывать и использовать свои двигательные способности, стимулирует к проявлению самостоятельности, совершенствованию имеющихся навыков основных видов движений, развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы).
Содержание деятельности в двигательном режиме дошкольной образовательной организации представлено различными формами: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки, подходы, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе, физкультминутка, двигательная разминка, неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивный праздник и др. Оздоровительный эффект разных форм организации двигательного режима может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности. Для детей старшего дошкольного возраста предпочтительны разнообразные по содержанию динамичные физические нагрузки умеренной интенсивности, неоднократно повторяющиеся и течении дня.
Проблема организации двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации рассматривается в А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной, Д. В. Хухлаевой, В. Н. Шебеко. В то же время проблеме организации двигательного режима в дошкольных образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, что проявляется в нерациональном подборе форм организации двигательного режима, их соответствия возрастным этапам развития детей, не в полной мере учитывается индивидуальные проявления двигательной активности детей во время организованной и самостоятельной деятельности, что становится серьезным препятствием полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении.
Выявленные недостатки объясняются противоречием между потребностями детей старшего дошкольного возраста в различных видах двигательно-игровой деятельности, которые составляют основу двигательного режима, и недостаточной методической разработанностью проблемы организации двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей являются приоритетными в беседах с родителями и воспитанниками, в планах воспитательной работы педагогов детского сада. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды, устойчивостью к утомлению, он социально физиологически адаптирован. Согласно точки зрения Т. И. Осокиной, фундамент здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве, на протяжении которого происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни [22].
От состояния двигательной сферы и возможностей ребенка в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом зависит развитие способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др., требующих высокого уровня координации движений, формирование элементарных навыков самообслуживания, овладения разными видами деятельности.
В исследованиях (Э. Н. Вайнер, О. В. Лучкиной движение трактуется как врожденная жизненно необходимая потребность человека, так как при любом двигательном акте происходит тренировка мозга. Удовлетворение потребности в движении особенно значимо в дошкольном возрасте, в котором формируются все основные системы и функции организма. С позиции физиологии двигательная активность является важнейшим средством интеллектуального развития детей. На зависимость состояния здоровья ребенка дошкольного возраста от его двигательной активности неоднократно указывается в исследованиях А. П. Дмитриева, А. Г. Швецова. Активный двигательный режим выступает в роли средства профилактики, лечения и коррекции, способствует предупреждению различных заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает деятельность игровая, которая выражается в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие ребенка. Таким образом, движения являются не только основой для сохранения и укрепления детей дошкольного возраста, но и представляют собой условие и средство общего и психического развития, формирования личности.
В исследованиях И. П. Волкова, П. Ф. Лесгафта, М. Д. Маханевой отмечается, что дефицит двигательной активности влечет за собой отрицательное воздействие на здоровье детей, что выражается в возникновении значительных нарушений со стороны различных органов и систем, отклонении в состоянии центральной нервной системы, нарушении осанки и зрения, в результате чего задерживается общее развитие ребенка, снижаются функциональные и адаптационные возможности организма, повышается заболеваемость. Увеличение количества детских заболеваний связано не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима.
Режим представляет собой установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
Двигательный режим применительно к дошкольному возрасту
Э. Я. Степаненкова определяет, как обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всего дня с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности воспитанников. В современной дошкольной образовательной организации двигательный режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной активности детей, т. е. естественной потребности детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития, состояние их здоровья.
Как пишет А. Г. Швецов, активизация обменных процессов организма, вызываемая двигательной активностью, обеспечивает перемещение человеческого тела или его частей в пространстве [31]. Другими словами, под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых ребенком в процессе повседневной деятельности.
Двигательная активность не одинакова в различных возрастных периодах, так как у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности. У детей 3-4 лет возрастает стремление действовать самостоятельно. В этом возрасте ребенок обладает сравнительно большим запасом движений, но он не заботится о результатах своих действий, будучи поглощенным процессом самих движений, их эмоциональным воздействием. Как отмечает Л. Г. Пащенко, в этом возрасте движения приобретают все более преднамеренный характер, ребенок уже в состоянии повторять движение по своему усмотрению или предложению, соблюдать направление, последовательность выполнения движений. [23]. По мнению Т. И. Осокиной, период до 4-х лет является подготовительным для освоения техники разнообразных движений (сложных основных движений, спортивных упражнений). Неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем [22]. Важно контролировать двигательную активность ребенка, помогать ему, подбирать новые упражнения, возмещающие нагрузку на недостаточно участвующие в работе мышечные группы. Многие новые движения дети младшего дошкольного возраста легко осваивают в играх и игровых упражнениях.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении, что связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма. А. В. Кенеман отмечает, что в этом возрасте продолжается процесс окостенения позвоночника, который еще довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах, происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки. В рассматриваемый возрастной период повышается выносливость детей, улучшается координация, движения становятся более точными и уверенными, улучшаются показатели скорости и ловкости. В то же время развитие мускулатуры происходит неравномерно, легко нарушается ритм сердечных сокращений, в результате чего дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе [14].
Для детей 5-7 лет особую роль играет двигательная активность, которая дает соответствующую нагрузку. Артериальное давление у них ниже, чем у взрослого человека, а физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему. У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением, оказывает воздействие на внимание, память, мышление. По мнению А. В. Кенеман в этом возрасте закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни, поэтому формирование стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания [14]. Многих воспитанников привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений, целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость, у них начинают проявляться личные вкусы в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим – играть с мячом, третьим нравятся те упражнения, которые лучше получаются. Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной, но стремление ребенка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому важно не допускать перегрузки.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.
При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на 5-6 году жизни все больше ограничивается созданными условиями (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, телевизор и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что дети 5-7 лет еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима.
Как отмечает В. Н. Зимонина, двигательный режим не ставит своей целью достижение спортивных результатов и направлен не столько на лечение заболеваний, устранение или смягчение остаточных их признаков, сколько на укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, привитие необходимых навыков и стремления к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста [10].
Исходя из анализа целевых ориентиров ФГОС ДО и реальной практики, следует отметить, что в результате планомерной работы и в процессе освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области «Физическое развитие» дети к 5-7 лет обладают:
инициативностью и самостоятельностью в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде, активным взаимодействием со сверстниками и взрослыми в разнообразных формах двигательной деятельности;
развитыми познавательными способностями придумывать новые виды движений, способностью видоизменять ранее усвоенные образцы двигательных действий на основе усвоенных основных;
развитостью фантазии, воображения и активного творчества в подвижных играх;
умением видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный и творческий характер;
эмоционально положительным отношением к физическим упражнениям, к правилам личной гигиены, закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, соблюдению режима дня [29].
Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% – средней и малой интенсивности, 10-15% – большой. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правилам и нормам для современных детских садов, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 – 6 часов, до 3 лет в соответствии с медицинскими рекомендациям [43].
Согласно теории Л. Г. Пащенко, двигательная активность детей дошкольного возраста может быть организованной, регламентированной и нерегламентированной [23]. Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм детей физических упражнений и двигательных действий. Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту). Придавая особую значимость роли двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста необходимо определить ее приоритет в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей А. В. Кенеман отводит физкультурно-оздоровительным занятиям [14]. К ним автор относит общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж на занятиях с умственной нагрузкой. Второе место в двигательном режиме детей занимает организованная образовательная деятельность по физической культуре – является как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной для детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития. Ее продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
По мнению Е. Я. Ермиловой, за время пребывания ребенка в детском саду использование разных форм двигательной активности должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей дошкольного возраста [11].
Таким образом, мы выяснили, что движение носит оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность, повышает защитные силы организма, а также содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. Двигательный режим подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. В двигательный режим входят : самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные досуги, спортивные праздники, также в некоторых детских садах проводят оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Двигательный режим включает физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма индивидуальные и групповые формы работы, т. к. каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.
Учет индивидуальных особенностей двигательной деятельности детей позволяет считать двигательный режим гибким, но структурированным, в связи с чем в современных дошкольных образовательных организациях представлены модели двигательного режима детей, которые позволяют проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Режим дня составляются, как правило, на основе образовательной программы. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной деятельности, в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста, который четко регулируется двигательным режимом. Рассмотрим модели двигательный режим в разных возрастных группах современного детского сада
утренняя гимнастика, которая составляет примерно 10-15 минут. В комплекс упражнений не должно входить ничего особенного, упражнения должны быть легки в выполнении;
во время перерыва между организованной образовательной деятельностью должна быть разминка, причем, все упражнения должны проходить ежедневно;
физкультминутка.
прогулка на свежем воздухе, которая включает в себя подвижные игры на природе;
занятия физкультурой после дневного сна;
пешие прогулки;
самостоятельная двигательная деятельность и т. д.
Далее рассмотрим последовательность и особенности реализации двигательного режима в течение дня.
Первая половина дня. По мнению М. Д. Маханевой, это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный мероприятиями. В первой половине дня проводятся игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч» и т. д. Обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера [21].
Утренняя гимнастика является важнейшим компонентом двигательного режима, поэтому ее организация, согласно А. В. Кенеман, должна быть направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей дошкольного возраста. В детском саду используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика [14].
Утренняя гимнастика включается в режим со второй группы раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется две недели. В весеннее и летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Как пишет О. Ю. Логвинова, в младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе – для выполнения отдельных элементов упражнения. Необходимо позаботиться о музыкальном сопровождении. Так, например, развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др. [17].
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе организованной образовательной деятельности. Роль физкультминутки, по мнению Е. А. Каралашвили, заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной, проводится сидя или стоя у стола, за которым занимаются дети. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте, которые выполняются в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух, открытые фрамуги, окна.