Людмила Воробьева
Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников»
Двигательный режим включает в себя разные виды занятий по физической культуре (организованные и самостоятельные, в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
При разработке оптимального двигательного режима, важно с одной стороны, позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в двигательной активности, являющейся основным источником полноценного развития детского организма. С другой стороны, не менее важна содержательная сторона: рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Двигательная активность должна быть целенаправленной и отвечать индивидуальному опыту, интересам и желаниям детей. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности,ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
В основе организации разных видов двигательной деятельности должен лежать принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям – на занятиях по физической культуре, в подвижных играх и физических упражнениях на прогулках, во время спортивных развлечений, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Рациональное сочетание разных занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Содержание и построение занятий разное, каждое из них в т ой или иной мере имеет свое специфическое назначение:
• занятие обучающее;
• утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• занятие организационно-оздоровительное;
• физкультминутка, двигательная разминка, снижающая утомление и повышающая умственную работоспособность детей;
• неделя здоровья, физкультурный досуг, праздник, активный отдых;
• кружки по интересам – развитие двигательных способностей и творчества детей;
• индивидуальная и дифференцированная работа – коррекция двигательного и физического развития;
• лечебная гимнастика (мероприятия по назначению врача) – для детей с ослабленным здоровьем;
• логоритмика – профилактическое назначение для детей с незначительным нарушением в развитии речи.
В зависимости от назначения характер всех вышеперечисленных вводов занятий может меняться и повторяться с разной переодичностью в течение дня, недели, месяца, года.
На первый этап выступают физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня. К ним отнесены общеизвестные виды двигательной деятельности, представленные программой ДОУ: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультурная минутка на занятиях с умственной нагрузкой, динамическая пауза – двигательная разминка во время перерыва между занятиями.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также использованы нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулирования двигательной активности детей на вечерней прогулке, лечебная гимнастика в сочетании с гидромассажем, логоритмическая гимнастика, прогулки, походы в лес.
Второе место в двигательном режиме детей принадлежит учебным занятиям, как основной форме обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Занятия по физической культуре проводить три раза в неделю. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояние здоровья, уровня физической подготовленности и уровня двигательной активности.
Занятия в бассейне по обучению детей плаванию необходимо производить не менее двух раз в неделю (желательно по подгруппам -10-12 человек). Организация обучению детей плаванию должна осуществляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных возможностей детей.
Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. Поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом их уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий физической культурой немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со своими сверстниками. К ним относятся: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады. В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (группы ОФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашнее задание, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие детей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Оптимальный уровень двигательной активности детей может достигаться при условии достаточного объема, продолжительности и интенсивности движений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья и двигательного режима, объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности детей 5-7 лет за 10 часов пребывания в ДОУ могут охарактеризоваться следующими ориентировочными показателями: 13 000 – 17 500 движений, 275-315 минут (4,6-5,2 часа); 55-65 движений в минуту.
Основная цель оптимизации двигательного режима в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы воспитательно-образовательная и оздоровительная среда, оптимизирующая двигательную активность детей, содействовала укреплению их здоровья, формированию интереса к разным видам деятельности и потребности в движениях. При этом коллектив дошкольного учреждения имеет право по своему усмотрению, учитывая условия (экологическую обстановку, материально-техническую базу, состав возрастных групп, состояние здоровья детей, уровень развития двигательной активности и физической подготовленности, составить свою модель двигательного режима для детей 5-7 лет. Но при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Оздоровительный эффект разных комплексов упражнений и игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений, выполняемых с разной интенсивностью.
В период старшего дошкольного возраста, необходимы физические нагрузки разной степени интенсивности: средней ЧСС – 140-160 - ударов в минуту, длительность непрерывной работы – 5-10 минут, восстановительный период – 2-3 мин., низкий ЧСС – 110-130 ударов в минуту, длительность непрерывной работы – не более 10 мин., восстановительный период – 1 минута; высокий ЧСС – 160-190 ударов в минуту, длительность непрерывной работы – 2-3 минуты, восстановительный период – 3-5 мини.