Еремина Галина Александровна
Организация центра формирования художественной литературы и фольклора в группах раннего возраста
Организация центра формирования художественной литературы и фольклора в группах раннего возраста
Важную роль в развитии у дошкольников познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать сказки, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в группе нами оборудован центр книги - место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Организация центра формирования художественной литературы и фольклора в группах раннего возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2023
Цель центра книги : не быть ярким, праздничным украшением группы, а дать ребенку возможность общаться с книгой. Ведь ребёнок-слушатель — это уже читатель!
Интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать. Проявление интереса к книге — это активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как следствие – желание с ним действовать: рассматривать его, листать, рассказывать. Следовательно, чтобы возник интерес к книгам, сначала представляем детям очень разные книги, обеспечиваем каждому малышу «встречу потребности с предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который впоследствии станет движущей силой желания читать и любить книги.
В начале образовательного года мы с детьми совместно, посоветовались, какие любимые книги из младшей группы мы оставим у себя в центре книги. А после этого уже стали добавлять по несколько книг по среднему возрасту.
При оформлении центра формирования художественной литературы и фольклора старались сделать его уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Продумывая расположение центра, выбрали в группе светлое место, в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо и есть возможность уединения с книгой. Для удобства в нем установили детскую мягкую мебель, невысокий книжный стеллаж с полками, на которых и расположена детская литература. Все материалы расположены так, чтобы дети могли дотянуться рукой и взять понравившуюся книгу без посторонней помощи именно тогда, когда им самим захочется это сделать. При участии родителей приобрели мягкие подушечки для комплекта: «шатёр». В «шатре» дети любят уединяться, рассматривая книги или картинки, удобно расположившись в кресле. Также дети по своему желанию располагаются с книгой за ширмой на коврике, лежа или сидя на мягкой подушечке.
Подбор книг, тематики и форм работы в рамках центра книги осуществляем с учётом возрастных потребностей воспитанников. В средней группе мы используем произведения разных жанров: потешки, сказки, песенки, поэзия, проза, русский фольклор и фольклор народов мира.
В свободное время рассматриваем с детьми книги, иллюстрации. Обращаем внимание ребят на сюжет, на последовательность событий. Проводим с дошкольниками беседы о книгах. Уточняем, знают ли дети содержание книг, понимают ли смысл иллюстраций, а также ведем разговор о литературных произведениях, которые читают воспитанникам дома, чтобы вызвать интерес книге.
Для заучивания стихотворений используем в своей работе мнемотаблицы. После восприятия литературного произведения с помощью их дети еще раз повторяют последовательность стихотворения, что способствует лучшему запоминанию текста.
В свободной деятельности для развития зрительного восприятия детей, панорамные с движущими фигурками, книжки театры с фигурками героев, книжки малышки к стихам, выставляем звуковые книги, книги-пазлы (складывая несколько картинок в одно целое полотно с определенным сказочным сюжетом). Используем в своей работе тактильные книги, позволяющие изменить способы передачи детям информацию для запоминания, повышающие эффективность уровня речевого развития (связности, последовательности, развернутости речевого высказывания) детей с нарушениями речевого развития.
Тактильные книги вызывают искренний интерес детей, а значит, нет нужды заставлять ребенка заниматься. Он делает это сам, а различные приятные тактильные ощущения являются достаточно сильным стимулом к занятиям. Сначала ребёнок стремится не прочесть или услышать, а потрогать! Для изготовления таких книг привлекаем родителей. Творческая мамочка нашей группы смастерила своими руками тактильную книгу–панораму с уникальными героями по сказке «Красная шапочка».
Но особенно дети любят тактильную книгу по сказке «Три поросенка», которую мы сделали своими руками из разных материалов (фетр, ткань, солома, палочки). Она направлена прежде всего на развитие мышления и мелкой моторики рук, формирует познавательный интерес. Книга заинтересовывает самого непоседливого ребёнка. Воспитанники самостоятельно выкладывают не только сюжет сказки, но и рисуют рисунки, дополняя ими книгу. Персонажи сказок находятся в конвертах. На страницах есть фон, на котором дети располагают героев сказки, добавляют декорации в виде деревьев, солнца, тучи, обыгрывают сказку.
Так же в центре книги имеются фотографии детских писателей, альбомы, подборка иллюстраций по темам овощи, домашние животные, транспорт, энциклопедии для самых маленьких, наборы дидактических игр по мотивам произведений и т. д. Дети любят рассматривать иллюстрации по потешкам. Эти произведения, наилучшим образом соответствуют потребностям среднего дошкольного возраста, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонации, мелодию и движения.
Для разыгрывания литературных произведений используем настольный театр, пальчиковый театр, персонажи кукольного театра би-ба-бо и театр резиновых игрушек. Главное - включить ребенка в импровизированный диалог, развернуть с героями-игрушками общие действия. В данном случае «шатер» служит театральной сценой.
Для положительной установки на взаимодействие с книгой проводим неделю детской книги: «Книги о животных», «Любимые книжки нашей семьи», «Книги из серии про все, что я люблю».
Центр формирования художественной литературы и фольклора является важной частью предметно-развивающей среды. Благодаря ему у детей формируется устойчивый интерес к книге и потребности в познании нового.