Анна Сызгаева
«Однажды в стране гномов» (работа по профилактике неконструктивного поведения детей)
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемая форма трансляции опыта: открытое занятие с детьми
Название методической разработки: психопрофилактическое занятие «Однажды в стране гномов»
Необходимое оборудование: помещение с мягким напольным покрытием, экран, проектор, стул учительский
Тема: «Однажды в стране гномов» (работа по профилактике неконструктивного поведения детей)
Группа: старшая
Методическая информация: данное мероприятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Предлагаемый материал способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, личностному развитию детей, игровая форма даёт возможность преодолевать трудности межличностного взаимодействия.
Публикация «„Однажды в стране гномов“ (работа по профилактике неконструктивного поведения детей)» размещена в разделах
Цель мероприятия: психопрофилактика неконструктивного поведения ребёнка и обучение его моделям эффективной коммуникации.
Задачи мероприятия:
1. Обучить детей контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей.
2. Развить у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения посредством психогимнастических упражнений.
3. Обучить умению предъявлять партнеру по общению свои чувства.
4. Формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.
Ход и содержание занятия
Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся и поздороваемся. Начать нашу встречу я хочу с обращения к вам жителей волшебной страны (педагог достаёт свиток – письмо и читает, на мониторе компьютера/проектора всплывают картины природы).
«Далеко-далеко в самом-самом волшебном государстве живём мы - маленькие удивительные человечки – гномы. Население страны гномов доброе, трудолюбивое, дружное. Наш мир очень красивый. Посмотрите: тут – густые леса, там - луга с множеством растений, полноводный ручей, вот наши друзья – животные и насекомые, а это – наши домики и мы – Гномики. Жили мы счастливо, пока не повадился к нам из-за гор злой и дикий Драконище. Когда-то он был весёлым Лесовичком, да только вредная колдунья заколдовала его! С тех пор он приходит и нарушает порядок в нашей стране, ломает деревья, пугает животных. Ребята, помогите нам навести порядок в нашей стране, чтобы мы снова жили счастливо».
Педагог: «Ребятки, поможем гномикам?
Дети: «Да!»
Педагог: «А что же мы можем сделать?»
Дети: предлагают свои варианты ответов.
Педагог: «Молодцы, ребята. Много всего можете. Для начала нам необходимо отправиться в волшебное государство гномов, и помочь злому Драконищу опять превратиться в весёлого Лесовичка. Но в стране гномов, как и в каждой стране, есть свои законы, которые нужно соблюдать:
Правила (обозначаются педагогом пиктограммами на планшете так, чтобы дети приняли обозначения правил сами):
1. Работать старательно.
2. Слушать внимательно.
3. Играть активно.
Педагог: «А, сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь своему отражению и … «Добро пожаловать в страну гномов!»».
Звучит бодрая музыка, вместе с педагогом дети выполняют психогимнастические движения.
1. Психогимнастический этюд «В стране гномов»
Цель: формировать эмоциональное и физическое благополучие, учить координировать речь с движением, расширять словарный запас.
В яркой солнечной стране
Все довольны и вполне
Самые довольные –
Гномы вольные.
1, 2, 3, 4, 5 -
Вышли гномы погулять.
Тёплый дождь прошёл вчера,
Гномов ждут в лесу дела.
Все с плетёными лукошками
Замелькали за окошками.
Вот места родные –
Тихие, грибные. Руки поднять вверх, опустить вниз.
Указательным пальцем показать на улыбку, руки скрестить на груди.
Ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Загибаем пальцы на руках.
Ходьба на месте.
Прямые руки двигаем перекрёстно перед собой.
Хлопаем на каждое слово.
Руки соединить в замок перед собой.
Наклониться в правую сторону, затем в – левую.
Повернуться в правую сторону, затем в – левую.
Медленно присесть.
Педагог: «Ребята, наши гномики считают, что для того, чтобы победить Драконище, им нужны мудрые правители. Гномы предлагают Вам стать Королями. Согласны? Давайте превращаться в Королей по очереди».
Педагог помогает ребёнку сесть на стул, надевает корону.
2. Упражнение «Волшебный стул» (необходим высокий стул – «трон» с покрывалом и корона).
Цель: закреплять уверенность в себе, вырабатывать навык самопрезентации.
Педагог по очереди вызывает детей, усаживает на «трон» и провозглашает ребёнка Королём/Королевой: «Да здравствует Король!». Король представляется по имени, например: «Я – король Виктор». Педагог рассказывает (либо помогает ребёнку рассказать о себе как о короле) о каждом короле, каким он будет справедливым, сильным, добрым и т. д.
После завершения «коронования» ребёнку на одежду приклеивается корона определённого цвета (цвета повторяются: красный, синий, жёлтый, зелёный).
Педагог: «Самое, время, дорогие Государи, отправиться в путешествие по стране. Поплывём по ручью. Вставайте скорее парами, так, чтобы цвет ваших корон в паре был одинаковым. Играем в «Ручеёк»!»
3. Упражнение-игра «Ручеёк» (дети играют при участии педагога под музыкальное сопровождение).
Цель: снять напряжение; используется, когда детям нужно подвигаться и встряхнуться, также способствует развитию межличностных отношений.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в «коридор» с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару, берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идёт в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и т. д.
В конце игры появляется отрицательный персонаж – Драконище.
Педагог: «Ой, ребятки! Посмотрите скорее! Кто это там из-за леса вышел?»
Дети: «Драконище!»
Педагог: «Да, злой Драконище! Так вот как выражается агрессия: кулаки сжаты, глаза узкие, брови нахмурены, зубы стиснуты, а колючек сколько! Детишки, подойдите парами и возьмите-ка скорее вот эти сказочные шарики. Они тоже с иголочками, как и наш Драконище. Покатайте шар в ладонях слегка нажимая на него, а теперь нажмите чуть сильнее и ещё чуть сильнее. Так и Драконище и человек, когда злится, боится или тревожится, то может становиться очень «колючим», начинает кричать, размахивать руками. Происходит это от того, что не все люди умеют выражать свои отрицательные эмоции допустимым способом. Но в каждом человеке, не смотря, ни на что, есть много доброго и хорошего. Откройте шарик».
Су-джок шар открывается, а в нём лежит сердечко.
Педагог: «Ребята скорее надо нашего Лесовичка расколдовать! Вернуть ему сердце!». Для этого нам нужно подготовиться к встрече с Драконищем. Мы должны быть выносливыми, вдруг Драконище нам будет говорить обидные слова. Давайте потренируемся!
Педагог разъясняет ход упражнения «Обзывалки».
Педагог: «Помните, это только игра и обижаться друг на друга не надо!»
4. Упражнение «Обзывалки» (дети в парах выполняют инструкции педагога).
Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств, учить не отвечать на вербальную агрессию, а гасить её.
Дети называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть, например, названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей. Каждой паре задаётся определённая группа предметов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнёра. Например: «А – ты морковка!», при этом второй ребёнок отвечает: «А - ты Солнышко!». Высказываются дети по очереди.
Педагог: «Ну как, интересно было? Никто не обиделся?»
Дети: высказываются о своих чувствах
Педагог: «Ах, какой ветер поднялся – это Драконище приближается! Наших гномиков прямо с ног порывом ветра сносит. Поможем им!»
Педагог разъясняет детям суть игры «Гномик в домик».
5. Упражнение «Гномик в домик» (аналогично упражнению «Атомы и молекулы») (под легкую музыку дети выполняют инструкции педагога).
Цель: восполнять необходимость подвигаться, способствовать развитию межличностных взаимодействий.
Вся дети стоят в общем кругу. Педагог просит участников начать двигаться по помещению, символизируя, таким образом, движение сказочных персонажей от сильного ветра. Затем педагог хлопает в ладони и говорит, что персонажи могут собираться в «Домик», и, начинает говорить «2 гномика в домик», «3 гномика в домик», и в этот момент дети должны собираться в «Домик» указанным количеством. В течение игры даётся инструкция собраться в «Домик» с количеством гномиков равным количеству участников. Возможен вариант присоединения педагога. В завершении игры в нашем случае необходимо распределить персонажей так, чтобы образовать несколько подгрупп.
Педагог: «У вас получилось 2 сильных группы, которые могут прогнать злость, которая живёт в Драконище и превратить его в доброго Лесовичка!»
Педагог рассказывает детям суть упражнения «Уходи, злость, уходи».
6. Упражнение «Уходи, злость, уходи» (дети в подгруппах выполняют инструкции педагога).
Цель: обучение выплёскиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Дети делятся на подгруппы, ложатся на ковёр лицом вверх (внутри подгрупп образуют круг). Закрыв глаза, они начинают согнутыми в коленях ногами и руками, которые сжаты в кулачки, стучать по полу, говоря при этом 8 раз фразу «Уходи, злость, уходи!». После этого дети по сигналу педагога ложатся в позу звезды (разведя руки и ноги в разные стороны) и спокойно лежат, слушая умиротворяющую музыку (приблизительно 30-40 секунд).
Педагог: «А теперь все сядем. Ребятки, ушла, убежала злость! Смотрите, смотрите! Лесовичок к нам вернулся!»
Педагог переворачивает изображение Драконища, и с обратной стороны дети видят изображение Лесовичка в том же контуре, в котором был отрицательный персонаж. В руках у Лесовичка наклейки – сердечки.
Педагог: «Ребята, вы превратили злого Драконище в доброго Лесовичка! Давайте порадуемся и станцуем весёлый танец «Сороконожка».
7. Упражнение «Сороконожка» (выполняется под музыкальное сопровождение всеми детьми.)
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде ведущего «Сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача - не разорвать единую «цепь», сохранить «Сороконожку» в целостности.
Педагог: «Ребята, помогли вы жителям волшебного государства?
Дети: рассказывают о том, чему научились.
Педагог: «Да, ребятки, помогли. А ещё вы научились тому, как можно справляться с плохими эмоциями. Лесовичок с благодарностью дарит вам своё доброе сердце. Берите скорее себе на память по одному сердечку и пойдёмте к нашему таинственному зеркалу. Закройте глазки. 1-2-3-4-5 в детский сад возвращаемся опять! Я благодарю вас, ребята. Спасибо! До свидания!»