Анна Цыбанёва
Психологическая акция для школьников «Жизнь прекрасна!» по профилактике суицидального поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика суицидального риска.
Задачи:
• улучшение эмоционального состояния участников акции;
• повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.
Форма проведения: психологическая акция.
Публикация «Психологическая акция для школьников „Жизнь прекрасна!“ по профилактике суицидального поведения» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Психология школьников
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Необходимые материалы: бланк регистрации; ручки, фломастеры, карандаши; бумага с пористой поверхностью; тушь или гуашь; планшеты; карточки с текстами: таблица Робинзона Крузо, философское завещание матери Терезы; бланки анкеты-отзыва.
Ход мероприятия:
1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. (10 мин.)
2. Принятие правил работы. (5 мин)
3. Актуальность проблемы. (5мин.)
Психолог : сегодня мы будем с вами «охотиться» за очень сложным феноменом – авитальной активностью, вернее одной из её состовляющих - суицидальной активностью, но давайте все по порядку.
Авитальная активность – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т. е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь, в худшем случае смерть.
Суицид – акт преднамеренной смерти, это способность человека самостоятельно прекращать собственное существование.
По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная цель нашей сегодняшней психологической акции понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.
4. Причины суицида (5минут)
Так какие же причины двигают человеком, что он решается на столь необдуманный шаг – покончить жизнь самоубийством (варианты подростков).
1. Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т. д.
2. Конфликты (с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым человеком и т. д.).
Вывод: Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз.
5. Упражнение «КАПЛЯ» (10 минут)
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.
Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
6. Снятие нервно- психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами) (5 минут)
• спортивные занятия
• контрастный душ (баня)
• стирка белья
• скомкать газету и выбросить
• мытье посуды
• погулять на свежем воздухе
• послушать музыку
• посчитать зубы языком с внутренней стороны
• вдохнуть глубоко до 10 раз
• постараться переключиться на другую деятельность. Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
7. Использование техники «Жизненная прямая» (15 мин.)
Учащимся предлагают нарисовать линию и представить, что это – символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными?
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», или когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
Резюме: в жизни не всё гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но… (привести примеры, когда терпение побеждало)
Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло Добро
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.
Я беззащитен против нападения людей и зверей. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.
. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.
8. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни» (15 минут).
Для дополнительной стимуляции учащихся к разговору следует заметить, что человек, который не видит трудностей, ещё маленький – незрелый и невзрослый. Можно вместо устного обсуждения темы предложить написать «трудности» анонимно на листочках и сдать ведущему. Далее последовательно обсудить ситуации из записок.
Предложить всем участникам написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни.
( Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты в семье с родителями, в школе с учителями, позор, разборки и т. д.)
Обсуждение следует провести по каждой предложенной ситуации. При обсуждении любой ситуации и способов её разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь – это высшая ценность, что пока мы живы, всё можно исправить и преодолеть.
9. Вся наша жизнь – это борьба (5 минут)
И тому подтверждение стихотворение С. В. Михалкова «Завидное упорство»
Хозяйка в кладовушке, на окне
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было.
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час
Бултых!- В кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане. и понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно,-
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают…
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,-
Пуская пузыри, пошел на дно…
Но был второй во всем упорней братца-
Барахтаясь во тьме, что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.
10. Завершение работы. (10 минут)
Завещание матери Терезы. (выдать эти листки подросткам).
Ведущий: и закончить сегодняшнюю акцию я хотела бы философским завещанием матери Терезы:
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это долина слез. Преодолей все.
Жизнь – это песня. Допой ее до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее.
ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.
Заключительное слово.
Любые трудности и кризисы в нашей жизни неслучайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.
Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.-292 с.
2. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - М. :Т Ц Сфера, 2005.-224с
3. Журнал «Основы безопасности жизни», №11 2000
4. Классные часы. 10-11 классы / авт. - сост. А. М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2006.-135с.
5. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры». Авторы-составители: Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.
6. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт. -сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 207с.