Анна Иванова
Информация для родительского уголка. Серия коррекционных упражнений по профилактике отклоняющегося поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с девиантным поведением. Серия коррекционных упражнений по профилактике отклоняющегося поведения
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, выражающееся в совершении поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике отклоняющегося поведения Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения :
1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм;
Публикация «Информация для родительского уголка, Серия коррекционных упражнений по профилактике отклоняющегося поведения» размещена в разделах
2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость, жестокость, недоверчивость, но которые, оставшись без внимания, могут привести к правонарушениям;
3) правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы;
4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.
В основе причин девиантного поведения лежат следующие особенности: с одной стороны, девиации могут быть обусловлены причинами социально-педагогического характера (низкий уровень общей культуры семейных взаимоотношений, ошибки семейного воспитания, издержки учебно-воспитательного процесса, недостаток внимания со стороны учителей к ребенку, безразличие к его интересам, запросам и потребностям как со стороны школы, так и со стороны семьи); с другой стороны, девиациями могут быть поступки, в основе которых лежатпричины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка. В рамках коррекционной педагогики к разряду детей с отклоняющимся поведением принято относить тех, кто характеризуется как трудновоспитуемый. Данная характеристика указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса ребенка или как следствие дефекта психического и социального развития.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у детей 7-10 лет.
Упражнение 1.
Цель: научить контролировать агрессию, работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.
Продолжительность 37 минут.
Спустить пар (продолжительность игры 10 минут).
Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками … Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
Упражнение 2.
Цель: научить верить в себя, проанализировать чувство отверженности.
Продолжительность 36 минут.
Ворвись в круг (10-12 минут).
Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?
Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.
Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.
Упражнение 3.
Цель: научить добиваться успеха, придать детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.
Продолжительность 30 минут.
Звучащая сила (2 минуты).
Инструкция: Энергия из звука «Аааааа»
Я хочу помочь вам наполнить себя свежей. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во всеемя выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из ваас вытекают ощущение усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута)
Упражнение 4.
Цель: показать, что другие люди не представляют опасности.
Продолжительность 35 минут.
1. Нарисуй другого ( цель: дать детям возможность изобразить того, кто, по их мнению, не принимает их, 5 минут).
2. Рассказ ребенка (каждого) о своем рисунке ( цель: осознание причин непринятия окружающих; 10 минут).
3. Беседа о сказанном ( цель: настроить на доверие к миру; 10 минут).
4. Копилка хороших поступков ( цель: завершить неделю приятными переживаниями; 10 минут).
Упражнение 5.
Цель: научить сотрудничеству.
Продолжительность 37 минут.
1. Передай клубочек ( цель: эмоциональная разминка; 2 минуты).
2. Трио ( цель: научить синхронизировать свои действия с действиями других; 10 минут).
3. Распускающийся бутон ( цель: активизация совместной деятельности детей; 10 минут).
4. Рисунок в два этапа ( цель: разнообразное взаимодействие детей друг с другом; 15 минут).