Марина Старыгина
Обучение и воспитание детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом в условиях группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Слух - важнейшее из человеческих чувств. С помощью акустического восприятия поддерживается тесная связь с окружающим миром.
Дети с нарушениями слуха плохо воспринимают речь и другие звуки. Из-за того что повреждены структуры наружного, среднего уха или часть волосковых клеток, они слышат звуки как тихие, неразборчивые. Для усиления звуков, передаваемых в слуховую систему тугоухого человека, используются слуховые аппараты (СА).
Публикация «Обучение и воспитание детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
Слуховой аппарат - это устройство для усиления речи и других звуков. Он состоит из микрофона, усилителя, преобразователя сигналов, элементов управления и элементов питания.
В большинстве случаев людям помогают СА. Однако при больших потерях слуха, когда у человека повреждена большая часть слуховых рецепторов (волосковых клеток, они не всегда справляются. В данной ситуации рекомендуется операция кохлеарная имплантация (КИ).
Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет
сегодня в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при
помощи кохлеарной имплантации.
Кохлеарная имплантация - это частичная имплантация (за ушной
раковиной) при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой
электронной слухопротезирующей системы.
Эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки, воспринимаемые через имплант, искажены. Дети плохо слышат различия между звуками, а это ухудшает разборчивость речи. Они с трудом узнают голоса людей, медленно обрабатывают речь.
Требуется продолжительная слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет и зависит от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи специалистов, воспитателей и их родителей.
В своей работе специалисты группы и воспитатели могут руководствоваться методическими разработками профессора И. В. Королёвой, немецкого профессора П. Янн, Зонтовой О. В.
В условиях ДОУ после обследования детей разрабатываются индивидуальные программы развития, где приоритетным направлением является содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познание» и «Коммуникация».
Цель дошкольного обучения детей с КИ и СА - предоставить максимум условий для индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей.
Подход к коррекционной работе строится индивидуально под руководством учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
При проведении работы по коррекции речи соблюдаются следующие принципы:
• коррекционная направленность обучения и воспитания;
• принцип дифференцированного обучения;
• систематичность и последовательность;
• доступность;
• обучение от простого к сложному.
Также важно при работе с детьми, имеющими нарушение слуха, соблюдать определённые условия :
• при разговоре педагог находится со стороны КИ;
• темп речи слегка замедленный (напевный);
• чёткая артикуляция;
• многократное повторение слов и фраз;
• предварительное привлечение внимания ребёнка к слушанию;
• подчёркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;
• выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);
• интонационно окрашенная речь.
На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
В состав предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр. Играя, дети с КИ и СА получают разнообразные и меняющиеся впечатления. Вследствие этого происходит стимулирование, активизация и развитие аналитической, познавательной и речевой деятельности.
Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
НОД должна быть интересна детям и построена таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей с нарушенным слухом эмоционально положительное отношение к игре, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной, речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию.
Эта среда меняет отношение детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами к образовательной деятельности: играя, они увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются.
У детей с КИ и СА выявляется недостаточность словарного запаса. Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений слов. Развитие словаря (количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов) определяется первичной задачей обучения. Эта задача решается в НОД, совместной деятельности ребёнка и педагога, индивидуальной работе.
С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи в группе должны быть организованы стенды, соответствующие лексической теме. У детей с КИ и СА преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.
Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает.
Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ и СА качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.
Игры подбираются с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ и СА.
Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ и СА достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Занимаясь по индивидуальной карточке (зрительная опора, ребёнок проговаривает последовательность действий, и задание выполняется легче, затруднений с каждым разом становится всё меньше. Схемы, мнемотаблицы, картинки с последующим развитием сюжета, сюжетные картины – эти дидактические пособия используем в организованной образовательной деятельности, в совместной и индивидуальной работе по развитию связной речи.
При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе в старшем возрасте используется чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и написанное слово помогает запомнить, как они произносятся.
Глобальное чтение (чтение целыми словами) играет большую роль у детей с нарушенным слухом в развитии языковой системы и речи. Читая слово, ребёнок запоминает, как называется предмет.
Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания. С этой целью по каждой речевой теме подбираются пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю коррекционную гимнастику, НОД, физминутки и мини - разминки. Словесное сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию интонационной выразительности речи, развитию слухового внимания и памяти, восприятию ритма речи.
Очень важно, для дальнейшей безопасности жизни, чтобы ребёнок с КИ и СА научился узнавать окружающие звуки. Они помогают ориентироваться в пространстве, понимать, что происходит вокруг, и что делают взрослые люди. Для быстрого запоминания следует производить действие, которое этот звук вызывает (например, при включении крана обратить внимание на звук льющейся воды).
В коррекционной работе по развитию связной речи можно использовать комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком».
Это комплект методической литературы, необходимой для ребенка с нарушениями слуха, выполненный в мобильном формате, разработанный ведущими сотрудниками ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».
Рабочие тетради по развитию слухового восприятия, фонематического слуха и распознавания устной речи, а также настольно-печатные игры прекрасное развивающее пособие и значительный шаг к развитию слухового восприятия и устной речи у детей с КИ и СА.
Речевое развитие детей с КИ и СА является многоплановым процессом. В совместной деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой деятельности происходит постоянное общение таких детей со сверстниками и взрослыми людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь.
Реабилитация дошкольников с КИ и СА продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью можно рассматривать подготовку для обучения в массовой школе.