Михалычева Ольга
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — Природа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по
«НАШ ДОМ — ПРИРОДА»
Воспитатель : Михалычева О. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию „Наш дом — Природа“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания.
Основная цель занятия «Наш дом — природа» — воспитание детей к пониманию и любви окружающего мира, бережного отношения к живой и не живой природе.
Экологическое воспитание рассматривается не как отдельное направление работы дошкольного учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.
Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий
деятельности людей.
В основе реализации занятия положены интеграция и деятельность ребенка. В данном занятие ребенок изучает основные свойства воды: (прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, что в воде растворяются некоторые вещества, проводятся опыты). В предварительной работе с детьми ведутся различные наблюдения на улице за состоянием воды (лед, вода, пар, а также в жизни растений, животных и человека.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, снегом, льдом, водой. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра по экологическому воспитанию.
Программное содержание:
Задачи:
1. Учить детей что мы - люди являемся частью природы.
2. Продолжать расширять знания детей о воде, свойствах воды.
3. Закрепить представление о формах и видах воды.
4. Установить связь воды и всего живого на земле.
5. Расширять словарный запас детей.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение детей к воде и природе в целом.
Материал:
Художественная и методическая литература, оборудование для проведения опытов.
Виды детской деятельности:
Беседа, экспериментирование.
Место проведения:
Групповое помещение.
Ход:
Воспитатель : - Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, вот послушайте, какие красивые стихи написал про это поэт Леонид Дейнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель : - Ребята, вам понравились эти стихи?
(Ответы детей).
Воспитатель : - Как автор в этих стихах называет огромный дом, в котором живём и мы, и птицы, и дождь?
(Ответы детей).
Воспитатель : - Правильно, наш общий дом - Природа. Мир природы
огромный.
- Как вы думаете, ребята, может ли все живое на земле прожить без воды?
(Ответы детей).
Воспитатель : - Конечно же, нет. Пот послушайте.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель : -Ребята, скажите для чего нужна вода?
(Ответы детей).
Правильно - Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Мы с вами выходим на прогулку и наблюдаем за каплями росы, дождем, снегом, льдом так мы с вами знакомятся с различными природными явлениями которые происходят с водой в природе.
Воспитатель : -Что же такое вода? Какими свойствами она обладает?
Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории.
Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
(Ответы детей).
• не шуметь - этим мы мешаем другим
• аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
• слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
• закончив наблюдение, сделать вывод
Воспитатель : - Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
ОПЫТЫ:
Воспитатель :- Опыт №1 «Форма воды»
Имеет ли вода форму?— Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нам понадобится стакан воды, резиновые перчатки, и различные сосуды. Начинаем переливать жидкость по очереди в разные сосуды. Мягкие сосуды (вроде перчатки или резинового шарика) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы мягкого сосуда будет меняться и «форма» воды.
Воспитатель : - Посмотрите ребята, вода изменила форму?
(Ответы детей).
Вывод детей: Да, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель :- Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и ее не видно.
Воспитатель : - Вы, наверное, устали физминутку долго ждали, мы немного отдохнём физминутку проведем.
ФИЗМИНУТКА:
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
Воспитатель :- Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха»
Ребята предлагаю вам попробовать воду через соломинку.
Есть ли у неё вкус?
(Ответы детей).
Воспитатель :- А, теперь понюхайте воду и скажите, чем она пахнет?
Дети нюхать воду до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет.
(Ответы детей).
Воспитатель :- Для сравнения попробуйте из другого сосуда сок. Что вы почувствовали?
(Ответы детей).
Ребята перед вами стоят еще два стакана: один с водой, другой – с молоком.
В один стакан мы положим ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему?
(Ответы детей).
Вывод детей: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.
Воспитатель :- Опыт №3 «Вода, растворяя вещества,
приобретает их вкус, цвет, запах»
Напоминаю, что мы с вами только что делали опыт где доказали, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой.
Перед вами находятся пробирки с водой, давайте растворим в одной сахар, а
во второй соль. Теперь давайте попробуем ее на вкус через трубочку. Как изменилась вода?
(Ответы детей).
А теперь добавим в другую пробирку с водой сок апельсина.
Что изменилось?
(Ответы детей).
Воспитатель : - Ребята что произошло с водой?
Вывод детей: Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.
Подведение итогов:
• Воспитатель : - А сейчас напомните мне про, что мы сегодня с вами вели беседу?
(Ответы детей).
• Воспитатель : - Что мы узнали нового о воде, какие свойства воды вы знаете?
(Ответы детей).
• Воспитатель : - Для чего на земле всему живому нужна вода?
(Ответы детей).
• Воспитатель : - Что на занятии вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).